. Казань. Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина
Уважаемые коллеги!
Во-первых, позвольте сердечно приветствовать всех собравшихся от имени Комитета Государственной Думы по образованию, пожелать сегодняшнему выездному заседанию Совета плодотворных идей и творческого общения.
Во-вторых, хочу поблагодарить хозяев и организаторов сегодняшнего выездного заседания Совета и начать с приятного. Хочу вручить для библиотеки Казанского университета мою книгу «Образование – для всех». Её название и содержание соответствуют целям сегодняшнего заседания.
Поскольку Владимир Павлович Тихомиров (ректор МЭСИ, председатель Совета) значительно облегчил мою задачу и рассказал, как и для чего был создан Совет по электронному обучению и информационным технологиям в образовании, выскажу личную точку зрения на некоторые вопросы, которые сегодня предстоит обсуждать.
Начну с личного замечания: в образовательном сообществе и властных структурах я имею репутацию консерватора образовательной политики. Честно говоря, я её не стыжусь. Отчасти, думаю, она справедлива в том смысле, что я считаю: любые реформы в образовании должны исходить из необходимости сохранения лучших отечественных традиций. Такие традиции у России есть – доступность образования (доставшаяся от советского периода), фундаментальность образования, личностный характер отношений в процессе образования между преподавателями и студентами. Можно назвать и другие.
Но, вместе с тем, глубоко убеждён в том, что если просто повторять, что российское образование – лучшее в мире, не видя того, какие изменения происходят в других странах, страна рискует серьёзно отстать, поскольку современное образование должно сочетать лучшие отечественные традиции и самые новейшие технологии.
Я считаю, что вместо, чтобы без конца обсуждать, как поделить недостающие деньги в образовании, давно следовало заняться двумя главными, фундаментальными вопросами:
1. Чему учить?
2. Как учить?
Несколько слов о том, как Россия выглядит по части использования информационно-коммуникационных технологий на фоне других стран.
В апреле 2008 года 800-страничный доклад приняла Организация по экономическому сотрудничеству и развитию, он назван «Высшее образование для общества знаний». В этом докладе одним из главных направлений развития современных образовательных систем называется как раз электронное обучение или использование информационных технологий.
12 мая в своём прощальном коммюнике бывший министр информационных технологий и связи России Леонид Рейман (а ныне – советник Президента Российской Федерации) заявил, что в России во всех школах есть Интернет, и что количество пользователей сети за 8 лет увеличилось в 15 раз. Это, конечно, достижение. Действительно, нельзя сказать, что в стране ничего не делается по части развития информационных, телекоммуникационных технологий, но следует признать, что другие страны в этом отношении развиваются быстрее.
Согласно критериям, разработанным ЮНЕСКО и Мировым Банком, в настоящее время Россия занимает лишь 57-е место из 65 стран по развитию и использованию информационных и коммуникационных технологий. Причём наблюдается постоянная тенденция к ухудшению рейтинга на 2-3 пункта ежегодно. Так говорят очень серьёзные эксперты.
Повторю: не потому, что Россия не движется вперёд, а потому, что другие страны движутся быстрее. В частности, от России ещё недавно отставали такие крупные страны, как Китай, Индия, Турция. Однако за 5 лет они обошли РФ, согласно международным рейтингам.
Во Всемирном докладе ЮНЕСКО «К обществам знания» сформулированы основные принципы построения информационного общества. Назову некоторые:
- Информационная и коммуникационная инфраструктура – необходимый фундамент для открытого для всех информационного общества.
- Предоставление универсального, повсеместного, справедливого и приемлемого в ценовом отношении доступа к услугам на базе информационно-коммуникационных технологий. Присутствующий здесь М.П. Карпенко (ректор Современной Гуманитарной академии) в своё время пошутил, что в современном обществе образование, как женщина, не может быть бесплатно, но должно быть обязательно доступно.
- Образование и доступ к знаниям находятся в центре рождающегося общества знаний.
- Качественное образование для всех. Очень близкий для меня принцип. Не случайно, когда по моей инициативе создавалась общественная организация, был использован именно этот лозунг ЮНЕСКО и ООН «Образование – для всех». Мы имеем в виду не просто распространение знаний вширь, а некоторый антисегрегационный смысл: именно качественное образование должно быть доступно максимальному числу граждан.
В докладе Конгресса США в 2000 году о роли Интернета для образования признаётся, что Интернет, возможно, является самой преобразующей технологией в истории человечества. Можно спорить «самой» или «не самой», но точно, что одной из самых преобразующих технологий.
Вместе с тем, в соответствии с Индексом готовности стран к сетевому миру, методология расчёта которого разработана для Всемирного экономического форума, Россия среди 75 наиболее развитых стран находится на 38 месте по человеческому капиталу. В данном случае разработчики включают в человеческий капитал: уровень образования населения, количество специалистов в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), навыки и опыт использования ИКТ, информированность и мотивация.
Если взять другие показатели, то они выглядят для страны хуже:
- на 66 месте по информационно-коммуникационной структуре,
- на 62 месте по программно-аппаратному обеспечению,
- на 71 месте по ИКТ в образовании.
Интересно, как решались аналогичные проблемы в некоторых других странах, которые ещё недавно считались непередовыми в области электронного образования. Классической страной традиционных технологий в образовании всегда была Франция. Французское образование – одно из «продвинутых» в мире. Но в 2002 году Франция отставала от США в 2 раза по всем показателям информационного общества. Сегодня же во Франции 99% территории с высокоскоростным доступом к Интернету, самым дешёвым доступом и занимает 1-е место в Европе по темпам экономического развития. Это стало возможным благодаря политической воле. Был принят специальный закон 142501, в котором Интернет и коммуникационные технологии объявлены первой жизненной необходимостью и основным средством для построения будущего нации.
Кроме того, во Франции, в соответствии с указаниями президента, принят закон о главной задаче национальной системы образования – глубокое внедрение информационно-коммуникационных технологий во все сферы образовательного процесса. Обращаю внимание: французы не отказываются от своих образовательных традиций, они соединяют их с современной образовательной технологией. Приняты и реализуются национальные проекты – «Ноутбук для каждого студента» (бесплатно), «Создание электронного контента», «Сопровождаемый Интернет», когда оборудование, подключение, установка и обучение на дому обеспечиваются государством и позволили создавать более чем по 2000 рабочих мест в месяц.
Фактически в условиях Интернета возникает возможность проведения Всемирного образовательного форума с массой доступных каждому студенту информационных ресурсов. Это открывает для тех, кто хочет, совершенно другие возможности в области образования.
Как показывает мировой опыт, инвестиции, которые могут сделать образование действительно современным по технологиям, такие инвестиции под силу только государству. Поэтому в «Белых книгах» правительств стран с высоким уровнем развития особое место уделяется государственной поддержке электронного обучения. К сожалению, в российском законе 2002 г. (в целях его принятия) законодатели вынуждены были написать, что дистанционное обучение не влечёт дополнительных государственных расходов. Это неправильно, но политика – искусство возможного.
Следует отметить абсолютного мирового лидера в развитии электронного образования — Южную Корею, которая благодаря огромным инвестициям реализует политику «Индустрия eLearning » и адаптацию всей системы образования (начального, среднего, высшего, образования взрослых, администрирования) к информационной эре. Так, один из проектов «Домашний репетитор», используемый каждым школьником дома, с участием 10 тысяч тьюторов, позволил, по официальным данным, повысить уровень знаний школьников на 30%. Можно было бы сказать, что корейцы преувеличивают, но проект признан ЮНЕСКО лучшим мире в 2006 году.
Ключевая проблема электронного обучения – проблема обеспечения качества. Многие противники информационных технологий полагают, что они не способны обеспечить современное качество.
Постараюсь быть объективным и выскажу личную точку зрения. На мой взгляд, любая технология сама по себе может использоваться как во благо, так и наоборот. В мировой истории много тому примеров. Но информационно-коммуникационные технологии не только позволяют обеспечивать доступ к образованию для многих таких категорий людей, которые в противном случае никогда бы его не получили (удалённые по территории, инвалиды и дети-инвалиды и т.д.), но помогают поднять и качество традиционного образования, если правильно применять. Что касается халтуры, то она бывает как при информационных технологиях, так и при традиционных.
Соответствующие стандарты и методы оценки качества разрабатываются Европейской ассоциацией университетов дистанционного обучения (EADTU) по заданию Европейской Комиссии и предназначенные для их использования национальными Агентствами по аккредитации учебных заведений и контролю за качеством обучения. Знаю, что МЭСИ является членом этой престижной Организации, но думаю, что и другие российские вузы при определённых усилиях могли бы стать её членами.
Использование критериев EADTU позволило мировому лидеру дистанционного образования – Британскому открытому университету – занять 1-е место в рейтинге страны по удовлетворённости студентов и 5-е место по качеству получаемого образования, оставив позади древнейшие университеты Великобритании. То есть образование при ИКТ вполне сравнимо с образованием при традиционных методах.
Опыт других стран мира показывает, что без законодательной базы невозможно развитие электронного обучения и приближение к информационному обществу. Обычно это осуществлялось в 3 этапа:
1 – закон «Об электронном образовании» (e-Learning),
2 – закон «Об индустрии информационных технологий» («Об e-Learning индустрии»),
3 – закон «Об индустрии знаний».
Насколько России удастся продвинуться по этому пути, сказать сейчас не могу. Но ясно, что требуется продвигать эти идеи для того, чтобы отечественное образование не только когда-то было одним из лучших в мире, но и вновь стало одним из лучших в мире.