. Москва. V Пленум ЦК КПРФ
Уважаемые товарищи! Позвольте приветствовать расширенный пленум от имени общественного движения «Образование — для всех» и от имени общества «Знание» России, пожелать по традиции творческого общения, интересных идей, принятия правильных решений.
Говорить я буду по теме: «Модернизация и образовательная политика». Начну с того, что современная программа модернизации «партии власти» третья по счету в постсоветский период, причем первые две благополучно провалены.
Сначала, извините за выражение, «реформаторы ельцинского призыва» выдвинули лозунг возвращения в цивилизацию. Чем это кончилось, вы помните: даже В. Путин высказался о том, что крушение Советского Союза – это крупнейшая геополитическая катастрофа ХХ века. Это правда, но не вся, ибо таких катастроф было, как минимум, семь.
Об экономической катастрофе здесь уже говорили. Но есть еще демографическая катастрофа. По прогнозу ООН, к 2050 г. нас может остаться 108 млн. вместо 141 млн.
Есть еще социальная катастрофа. Например, стипендии по отношению к прожиточному минимуму в России по отношению к Советскому Союзу упали: в вузе – в 4 раза; в техникуме – в 8 раз; в ПТУ – примерно в 11 раз. Детские пособия уменьшились приблизительно в 15 раз. И т.д. и т.д.
Есть еще нравственная катастрофа. 55% российской молодежи заявили, что ради успеха готовы преступить все 10 заповедей и не пожалеть своего ближнего.
Второй призыв в рамках программы модернизации – призыв В. Путина к удвоению ВВП в 2003 г. Кстати, когда мы должны были его удвоить? К 2010 г. Когда вы последний раз слышали этот призыв? На самом деле Россия показала рекорд падения ВВП среди стран «большой восьмерки», если не «двадцатки». Трехлетний бюджет исходит из того, что докризисный уровень мы достигнем, в лучшем случае, в конце 2012 г., затем довольно-таки медленные темпы развития нам прогнозируют до 2020 г. Одну из своих статей я закончил грустным перефразом детского стишка:
Ехали медведи на велосипеде
Да совсем не в лад – передом назад!
Но главное заключается в том, что пока мы собирались удваивать ВВП, более продвинутые страны в лице ООН стали иначе оценивать критерии успехов той или иной страны: не по ВВП, а по ИРЧП (индексу развития человеческого потенциала).
Если мы обратимся к этим показателям, то, по оценкам Фонда развития человеческого капитала при филиале Института развития образования, в советский период по человеческому капиталу мы входили, как минимум, в десятку (оптимисты говорят – в тройку); по предпоследнему докладу, мы 67-е; по последнему – 71-е. В том числе, по показателям благосостояния в конце советского периода можно было говорить где-то о 20-м месте, сейчас – 56-е. По показателям образования входили в тройку лучших; по предпоследнему докладу – 26-е; по последнему – 41-е. По долголетию в конце 1980-х мы имели среднеевропейскую продолжительность жизни; по предпоследнему докладу, мы 119-е; по последнему, 124-е. Вот вам блестящие итоги предыдущей модернизации!
Между тем, ключевым параметром развития человеческого потенциала является образование. Однако рискну высказать прогноз, что и третью программу модернизации «партии власти» ждет та же участь, что и предыдущие. Почему? Ответ очень прост.
Эта программа представляет собой имитацию или выставочный вариант. Помните историю, когда человек насмотрелся на рекламную акцию, где были вино, женщины и песни. Тогда черти его схватили и доставили в ад, на сковородку. «Почему»? – воскликнул несчастный. На что ему ответили: «Это была рекламная акция»!
Так вот, если вы откроете программу «Наша новая школа», я на 70% готов подписаться под тем, что написано в этой программе. Хотя есть и прямые нелепости. Например, нам говорят, что в школу надо больше привлекать людей без педагогического образования. Хорошо, что в хирурги не предлагают идти из фрезеровщиков, хорошо, что еще не возникла новая специальность, которую М. Жванецкий называл «слесарь-гинеколог». Однако главное в другом: на всю программу «Наша новая школа» выделяется 15 млрд. рублей. Те, кто регулярно подписывает мои поправки и вместе со мной их «озвучивает» при обсуждении бюджета в Государственной Думе, думаю, помнит, что 15 млрд. рублей требуется только на учебники. Чтобы обеспечить скромное питание школьников, нужно 25 млрд. из федерального бюджета и столько же – из бюджетов регионов. Для того чтобы реализовать программу «Безопасное образовательное учреждение», нужно примерно 12 млрд. рублей на один федеральный округ. Для того чтобы поднять зарплату учителей, требуется приблизительно 270 млрд. рублей. На 15 млрд. можно создать несколько так называемых «умных» школ, но при этом закрыть множество сельских («простых») школ. Это пример попыток построения элитарной модели образования, но нам нужна совсем другая модель – эгалитарная, которая обеспечивает равные возможности в образовании.
Провозгласили Год Учителя – прекрасно. Однако уже второй год отказываются повышать зарплату учителю, также лишили сельского учителя коммунальных льгот и даже средства стимулирования лучших учителей в этом году сокращены в пять раз. Одна из руководителей регионального Министерства образования сказала: «Год Учителя будет годом повышения требования к учителю, но хорошо, что не годом издевательства над учителем».
7 апреля 2010 г. Государственная Дума рассматривает новый законопроект, по которому предполагается «вытолкнуть» на рынок все бюджетные учреждения, заставить наших граждан еще больше платить за образование, медицину и культуру. Законопроект можно назвать законопроектом об АУ, БУ и КУ (где АУ – автономные учреждения, БУ – бюджетные учреждения, КУ – казенные учреждения). Это удар по карману наших граждан, а главное – по человеческому потенциалу страны. Нам говорят, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, но на самом деле давно существует мышеловка с платным сыром, когда заплативших налоги граждан, заставляют платить за образование, медицину и культуру, которые, согласно Конституции, должны содержаться за счет бюджета.
Разруха, как известно, начинается в голове – в голове министра образования и науки А. Фурсенко. Он критиковал советскую школу за то, что она ставила задачу воспитания творческой личности. По мнению министра, нужно воспитывать квалифицированного потребителя. Интересно, где взять творцов? Сейчас вместо творческой педагогики нам предлагают педагогику потребителя, вместо педагогики сотрудничества – педагогику услуг. Результат – интеллектуальная катастрофа.
Соцопросы показывают: 28% российских граждан согласились с утверждением, что Солнце – спутник Земли. Нам показывают фильм «Школа» как воспоминание о будущем, т.е. что может быть с нами, если мы будем продолжать такую же образовательную политику. А, между тем, уже говорят об издевательствах учеников над учителями, что намного хуже этого фильма.
Если говорить о содержании образования, то я слышал от одного очень толкового сотрудника сибирского института фразу: содержание образования у нас таково – раб должен быть здоров и знать язык своего хозяина. К счастью, министру не удалось обмануть общественное сознание, потому он занимает предпоследнее место (ниже А. Кудрина) в рейтинге российских министров.
Нас часто упрекают в том, что мы якобы ностальгируем по прошлому. На самом деле мы ностальгируем по настоящему: по настоящей модернизации, по исчезающей культуре.
Не мы виноваты, что в России впору опять принимать ленинский план построения социализма: после крушения промышленности нам требуется индустриализация, после крушения сельского хозяйства – кооперация на селе, не говоря уже о культурной революции, которая должна восстановить статус нации как одной из самых культурных наций в мире.
Однако мы не только критикуем, общественное движение «Образование – для всех» имеет программу краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных мер, которая поддержана КПРФ (за что мы ей благодарны). Программу краткосрочных мер я «озвучил» в марте прошлого года на съезде ректоров России, ее встретили, как говорится, бурными и продолжительными аплодисментами. Идея программы в том, что мы требуем обеспечить равные возможности в образовании; восстановить статус учителя (приравнять его в правах с чиновником); вернуть бесплатное образования того уровня, которое существовало; организовать образовательный канал на телевидении, чтобы наши дети воспитывались на программах, типа «Очевидное – невероятное», а не на разного рода номерных «домах». Чтобы телевизор превращался, как сказал бы В. Высоцкий, в «окно в мир», а не в «ящик для идиота».
В итоге, чем отличается наша программа модернизация от официальной? Их модернизация олигархическая, наша – демократическая, их модернизация авторитарная, наша – на основе политической свободы, их модернизация рекламная, наша – глубинная, из модернизация – на деньги, наша – на человеческий потенциал, их модернизация опирается на элитарное образование, наша – на образование для всех. Про их модернизацию когда-то, 150 лет назад написал отец известного нашего адвоката А. Кони, Ф. Кони:
Не жди, чтобы цвела страна,
Где царство власти, не рассудка
И где зависит всё от сна
И от сварения желудка!
Где есть закон, чтоб понимать,
Как он изменчив и непрочен;
И где звездами лечат знать
От заслужённых ей пощёчин!
Где много есть свободных мест
Для угнетенья и позора;
Где вешают на вора крест,
А не на крест вздевают вора!
Где низость доставляет чин,
А чин даёт на подлость право:
Кто низко ползал – исполин,
Кто честно жил – упал без славы!
Где надо знать маршировать,
Чтоб выслужиться перед троном;
Где можно родину продать
И ей же вновь служить шпионом!
Где с детства учат фрунтовой,
Из школ поделали казармы;
Где управляет всей страной
Фельдфебель с палкой да жандармы!
Где всё правительство живёт
Растленьем нравственным народа;
На откуп пьянство отдаёт
Для умножения дохода!
Где за словечко – цензоров
Пугают пытками тиранства,
А грабить можно мужиков
И драть – по вольности дворянства!
Где недостатка нет в попах,
А веры не видать от века;
Где бог в одних лишь образах,
Не в убежденьи человека!
Где нет управы для людей;
Где мысль их гонят; изуверство
Где есть закон; для лошадей
Особое есть министерство!
Где все цари едят и пьют
Или в солдатики играют,
Из мёртвых мощи создают,
Живых же в землю отправляют!
Где в прихоть барства и чинов
Даны на жертву поколенья,
Где для затмения умов
Есть министерство просвещенья.