. Москва. XV отчётно-выборный съезд КПРФ
Смолин О.Н. Мне особенно приятно сердечно приветствовать съезд от имени Общероссийского общественного движения «Образование – для всех» и пожелать всем нам, в соответствии с любимой молодёжной формулой, чтобы желания наших политических противников находились в постоянном изумлении от наших с вами возможностей.
И вообще, как говорил Бисмарк, войны выигрывают не только генералы, но и школьные учителя.
Геннадий Андреевич уже говорил, что в последнее время в мире ножницы между экономическим и социальным прогрессом резко увеличились. Это действительно так. Добавлю. В своё время трудящиеся Европы и Америки получили колоссальный выигрыш от существования Советского Союза. Не случайно тогда Теодор Драйзер говорил, что за реформы Рузвельта он благодарит Маркса и «красную» Россию.
Точно также крушение Советского Союза – это драма мирового масштаба, не только наша. Откат в социальных гарантиях происходит по всему миру. Но конечно самая главная трагедия – это трагедия нашего народа, его человеческие потери.
В последнее время власть пытается, извиняюсь, «косить» под левых и пиарить собственную социальную политику. Но недавно в Литературном институте, том самом, который пытались объявить неэффективным, мне рассказали притчу.
Приходит бабушка в больницу и спрашивает в регистратуре:
– Девочка, милая, мне нужен такой доктор, ухо-глаз называется.
– Зачем, бабушка?
– Да я всё время слышу то, чего не вижу.
Вот и я всё время слышу то, чего не вижу. Давайте обратимся к фактам.
Минимальная зарплата, посчитаем в евро. В России – 125 евро, во Франции при президенте-социалисте – 1400. Посчитаем в долларах. В России – 170. В Венесуэле при президенте-социалисте – 450.
На собаку в московском приюте выделяется 180 рублей в день или 5400 рублей в месяц – больше минимальной заработной платы в Российской Федерации.
Зарплата российского профессора ниже, чем в Нигерии или в Эфиопии. Своему профессору мы платим из бюджета примерно 700 долларов в месяц, приглашённому профессору примерно 700 долларов в час. Я другой такой страны не знаю.
Если сравнить Советский Союз и современную Россию, то сейчас пенсии по отношению к прожиточному минимуму ниже примерно в полтора-два раза, стипендии студентов вузов – в 5 раз, ссузов, техникумов – в 8 раз, ПТУ – в 11 раз, основное детское пособие ниже больше, чем в 20 раз по сравнению с советскими временами.
Нам говорят, что мы живём не хуже, чем работаем. Это ложь. Мы живём намного хуже, чем работаем. Мы живём примерно так, как нам объявляют результаты голосования. В соответствии с этими, фальсифицированными результатами.
В такой ситуации особое значение имеет наша альтернативная социальная политика и наши альтернативные социальные программы.
Известно, что на последние думские выборы партия шла с 11-ю отраслевыми программами: «Желанный возраст» – в отношении старшего поколения; «Равные возможности» – для инвалидов и «Образование – для всех». Вот о последней несколько слов скажу.
Нам вместе с помощником удалось подготовить базовый альтернативный проект об образовании. Что бывает не часто, депутатами нашей фракции во главе с её лидером законопроект внесён в Государственную Думу под названием «О народном образовании». Осмелюсь сказать: этот проект стал и общенациональным, и партийно-политическим.
Он стал общенациональным, потому что образовательная политика, чем дальше, тем больше становится ключевым направлением в политике государства и обеспечении национальной безопасности.
Но при этом образовательная политика власти разрушает интеллектуальный человеческий потенциал нашей страны.
В печальную историю российского фольклора вошёл предыдущий министр образования А. Фурсенко. Помните, стоят у пивного ларька два бомжа, один другому говорит:
– За что эти интеллигенты так ненавидят нашего Андрея Александровича? А мне так он очень нравится. Я тоже терпеть не могу образованных.
Но министры меняются. Не знаю, в какой фольклор войдёт новый министр, а суть политики остаётся. 32% российских граждан уже думают, что Солнце – спутник Земли, Коперника до них не было. 10% всерьёз ожидали конца света в прошлом году, 20% являются функционально неграмотными в старших классах в смысле грамотности чтения. Смотрят в книгу – видят, сами понимаете, что.
По официальным данным, 1 млн. 300 тысяч беспризорных детей в 2012 году, а сколько по неофициальным?
50% российской молодёжи при опросе сознались, что ради успеха готовы преступить все 10 заповедей, а сколько ещё не сознались?
Мы везде, во всех наших проектах, в законе об образовании пропагандировали, и будем продолжать пропагандировать философию живого образования, образования человека. Не случайно, когда мы представляли законопроект в Государственной Думе, я напомнил депутатам известную притчу. Как в 5 классе, на уроке православной культуры учительница Мария Ивановна говорит:
– Дети, кто будет знать мой предмет на «4» и «5», попадёт в рай, а кто на «2» и «3» – в ад.
Вовочка:
– Мария Ивановна, а есть ли шанс окончить школу живым?
Философия мёртвого, воровато-бюрократического образования, к сожалению, сейчас возобладала. Мы будем всячески против него бороться. Наш проект – партийно-политический, потому что для многих образ компартии Российской Федерации как лидер борьбы за образование для всех. Позвольте напомнить некоторые детали.
Первое. На основе программы «Образование – для всех» мы подготовили концепцию закона и обсудили на парламентских слушаниях в феврале 2011 года. Кто был, помнит переполненный зал, профессора сидели даже на ступеньках, ректорам не хватило места в зале и они смотрели, перед тем, как выйти выступать, трансляцию по телевидению в фойе.
Второе. На основе концепции мы подготовили проект закона, обсудили на конгрессе в октябре 2011 года. Опять переполненный зал театра Н.Н. Губенко и полная поддержка со всех сторон.
Третье. Мы выставили специальную Сравнительную таблицу нашего и официального законопроекта на сайтах, на сайтах прошло голосование. От 81 до 92 процентов на разных сайтах поддержали наш законопроект, правительственный – от 1,5 до 4 процентов. Мы получили сотни тысяч новых сторонников и сотни тысяч новых голосов на этой нашей общенациональной партийно-политической акции.
Четвёртое. 25 января 2012 года, в Татьянин день мы первыми внесли наш законопроект в Государственную Думу, правительство – только в августе. 17 сентября мы получили практически все голоса оппозиции. Даже самый «народный политический артист РФ» проголосовал вместе со своей фракцией не только за правительственный законопроект, но и за наш тоже. Не решился голосовать против. Правда, упрекнул Ж.Алфёрова и О. Смолина за то, что они беспартийные. Пришлось объяснить, что у нас блок коммунистов и беспартийных; что, когда в партию вступают по карьерным соображениям, как, например, многие в ЛДПР, то партиям, как неудачной жене, периодически изменяют. А вот идее, как и любимой женщине, изменить невозможно. И мы служим идее и готовы служить партии, которая работает на эту идею.
Пятое. Мы подготовили законопроект ко второму чтению. Благодарю все фракции в региональных законодательных собраниях, кто продвигал наши предложения, особенно ленинградцев, которые не только добились, будучи в меньшинстве, принятия многих наших поправок, но и приезжали в Москву, в Государственную Думу их защищать. Это пример в хорошем смысле вертикали.
Шестое. Наш закон не прошёл, но политический проект продолжается. Принципы того закона, который был принят Госдумой: шаг – вперёд, три шага – назад. Например, отменено ограничение платы за детские сады. Она может повыситься в 5 раз. Количество студентов в ближайшие пять лет сократится не менее чем на 700 тысяч человек.
Наш ответ – подготовка обращения в Конституционный суд, и мы будем там его отстаивать. Мы понимаем, какой у нас «справедливый» суд, но, тем не менее, надо использовать все возможности.
Точно так же, когда был проведён так называемый мониторинг и 136 российских вузов были объявлены неэффективными, на одной из студенческих акций протеста был выдвинут лозунг: вузы – эффективны, власть – дефективна. А я, выступая в Государственной Думе, говорил министру образования и науки, что нельзя измерять кровяное давление в децибелах, а рост – в квадратных метрах, и что этот мониторинг должен быть приговорён к высшей мере – совершенствованию.
На этот мониторинг мы ответим, в том числе, и законопроектом, и документом о парламентском расследовании, которые уже начали подписывать в нашей фракции.
Аналогичная ситуация по школьному стандарту. Не все знают, что А. Фурсенко подписал образовательный стандарт для старшей школы уже, будучи и.о. министра, и что по этому стандарту можно будет окончить школу, не изучив ни физики, ни химии, ни биологии, ни истории, ни даже литературы, заменив их другими предметами. Как сказал однажды доцент Омского технического университета, стандарт выдержан по принципу: раб должен быть здоров и знать язык своего хозяина.
Мы продолжим наш проект как национальный и партийно-политический. Мы готовы в такие же проекты превратить программу «Равные возможности» для инвалидов, а при определённой ресурсной поддержке и программу «Желанный возраст» для старшего поколения. Это колоссальные возможности работы среди наших избирателей.
Уважаемые коллеги, предпоследнее. В моём военном билете написано «военнообязанный». К этому можно относиться с юмором, а можно с гордостью. Военком ещё тогда признал, что в критическое время человек с инвалидностью может и должен участвовать в защите Родины. Пользуясь случаем, я хочу поздравить с Днём Советской Армии и Военно-Морского флота всех, кто имел отношение к армии, а с Днём защитника Отечества я хочу поздравить вас всех, потому что убеждён: те, кто служит человеку труда, служит и России.
И самое последнее, уважаемые друзья. Узнав, что теперь наши власти покушаются даже на российскую классику, Фёдор Иванович Тютчев специально к сегодняшнему съезду немного «переработал» известное своё стихотворение насчёт того, что умом Россию не понять. Теперь оно звучит так:
Чтобы умом страну понять,
Довольно в сказки власти верить,
Довольно лгать и лицемерить,
Довольно сапоги лизать.
Не заяц ты, мужчина, лев,
Так поддержи КПРФ!