Слезы счастья, или еще раз о «забывчивости» властей

апреля

Когда на митинге 4 марта по лицу Владимира Путина, только что объявленного избранным президентом, скатилась скупая мужская слеза счастья, острословы из интернета комментировали: Путин не плачет – он мироточит!..

11 апреля во время отчета правительства в Думе фракция «Единая Россия» аплодировала своему беспартийному лидеру так часто и долго, что казалось: слезы счастья вот-вот прольются и в парламенте. И действительно, председатель правительства рассказывал о наших гигантских успехах в эпоху кризиса долго и патетично. Но при этом все время вспоминалась формула М. Жванецкого: «…от абсолютного умолчания до полного освещения вопроса, но только с одной стороны». Вот лишь некоторые примеры того и другого.

Премьер убеждал народ, Думу и самого себя, что в 2011 г. по объему валового внутреннего продукта (ВВП) Россия превзошла свой собственный уровень 2008 г. (41,421 трлн. руб. против 41,277 трлн.). Правда, при этом он «совершенно случайно» забыл об инфляции. Между тем даже по официальным данным и без учета сложных процентов за 2008–2011 гг. она составила 37,1% (2008 – 13,4%; 2009 – 8,8%; 2010 – 8,8%; 2011 – 6,1%). Так что в «деревянных» рублях все в порядке, а в реальных мы сейчас никак не дотягиваем до предкризисного года. Напомню: в период «гайдаровской реформы» 1992 г. цены выросли в 26 раз; но если считать рухнувший в тот год валовой внутренний продукт в «деревянных» рублях, он тоже вырос, да еще как!

В. Путин с гордостью объявил, что в 2011 г. мы имели рекордные темпы экономического роста среди стран «Большой восьмерки», однако и здесь допустил сразу два умолчания. Во-первых, по современному уровню производства (точнее, его развала) Россию нужно сравнивать уже не с Америкой или Германией, а в лучшем случае со странами БРИКС. А здесь, как вынужден был отметить премьер, мы при росте 4,3% практически в два с лишним раза отстаем от Китая (9,2%) и почти в два раза – от Индии (7,4%). Во-вторых, и главное – в период кризиса российская сырьевая экономика оказалась рекордсменом падения не только в «восьмерке», но и в «двадцатке». Другие страны в «яму» так глубоко не падали, поэтому и выбираться из нее такими темпами не было необходимости. В ближайшей перспективе минэкономразвития прогнозирует нам замедление темпов экономического развития в 1,5–2 раза. Как ни досадно, хвалиться опять нечем.

После лихих 90-х, совершавшихся при участии В. Путина как члена команды А. Собчака, а затем Б. Ельцина, после 12 лет «вставания с колен» под его руководством состояние российской промышленности таково, что даже праволиберальная «Деловая Россия» требует в стране второй индустриализации!

Главный предмет гордости правительства – пенсии. По заявлению В. Путина, в 2008–2011 гг. они увеличились в 2,5 раза. Не знаю, кто и как считал, но и эта «бочка меда» содержит по меньшей мере три «ложечки дегтя».

1. Поскольку пенсионеры покупают исключительно товары первой необходимости, рост их доходов нужно сравнивать уже не с официальной, но с так называемой социальной инфляцией («инфляцией для бедных»). А эта инфляция, по информации бывшего главы НИИ статистики Росстата В. Симчеры, в 2001–2010 гг. более чем вдвое превосходила официальные данные. И если, согласно кудринской статистике, за 2008–2011 гг. цены выросли на 42,4%, то, следовательно, на товары первой необходимости – примерно на 90%! Не случайно даже на сайте Ю. Лужкова в свое время прочел лозунг «Хватит кудрить нам мозги!». С учетом реальной инфляции рост пенсий оказывается почти вдвое меньше, чем утверждал премьер.

2. После всех проведенных реформ на мою депутатскую почту по-прежнему приходят письма, а в мою приемную – люди, задающие один и тот же вопрос: как прожить на российскую пенсию?

3. Премьер много рассказывал об ужасах кризиса в США и Европе. И был прав: кризис ужасен везде, где есть хваленая рыночная экономика, то есть капитализм даже в цивилизованном варианте. Однако, по свидетельству экономистов, в Греции – самой кризисной из европейских стран – самая жесткая антикризисная мера состоит в том, чтобы снизить средний уровень пенсий с 700 до 560 евро. Другими словами, невиданно повышенная средняя российская пенсия, по официальным данным, составляет 9,5 тыс. рублей, а невиданно пониженная в Греции будет составлять примерно 21 700 рублей. Цены в Греции никак не выше, чем в России. «Обнищавшие» греческие пенсионеры будут жить более чем вдвое лучше российских!

В. Путин привел данные о росте реальных доходов населения. Оказывается, мы стали жить лучше: в 2008 г. рост составил 2,4%, в 2009 – 3,1%, в 2010 – 5,1%, в 2011 – около 1%. Однако если сравнивать эти доходы не с кудринской, а с реальной инфляцией, сразу выяснится, что они вовсе не растущие, но падающие. В Госдуме неоднократно доказывал коллегам, что даже по официальной инфляции в 2012 г. большинство российской интеллигенции и других работников бюджетной сферы стали беднее, чем были в 2008-м. Интересно и другое: почему, по данным В. Путина, в 2011 г. темпы роста нашей экономики были самыми высокими, а рост доходов людей – самым низким? Более того, еще в середине 2011 г. даже официальная статистика сообщала о падении реальных доходов населения. Другими словами, даже у «сказочников» не всегда хватает экономической фантазии для описания «нового платья короля»!

По словам председателя правительства, за последние четыре года средняя продолжительность жизни в России увеличилась на 2,5 года, достигнув 70 лет (мужчины – 64 года, женщины – 76 лет). Однако он не упомянул о том, что минздравсоцразвития предлагает очередную пенсионную реформу. Согласно проекту, полная пенсия должна выплачиваться лишь при трудовом стаже у мужчин 45 лет, у женщин – 40.

А теперь посчитаем. Предположим, мужчина закончил учиться в вузе в 22 года. Прибавляем 45 лет стажа и получаем 67 – на три года больше средней продолжительности жизни. Похоже, большинству до полной пенсии дожить не суждено, а на неполную прожить и вовсе невозможно.

Женщина, закончившая учебу в 22 года, родившая двоих детей и потратившая на их воспитание шесть лет, получит полную пенсию в 68. В среднем до пенсии она доживет, однако при такой длительной работе продолжительность жизни, скорее всего, сократится.

Радуйтесь, читатель: пенсионный возраст вам никто повышать не собирается – сами не уйдете. Как гласит известная притча, в России все делается исключительно по доброй воле!

Премьер выразил заботу об инвалидах, но посетовал, что им мешает работать отсутствие безбарьерной среды. И опять ошибся. Напомню: по данным Счетной палаты, в 1990 г., когда с безбарьерной средой было хуже, чем сейчас, работали 22% инвалидов, на сегодняшний день – только 8%. Значит, дело не в среде. Так в чем же? В отсутствии государственного заказа, нормальной системы квотирования рабочих мест и недостатке налоговых льгот. Но об этом премьер не сказал ни слова.

Пропустив в докладе правительства множество подобных сюжетов, остановимся на демографии. Гордость премьера – увеличение рождаемости до рекордных в послесоветское время 7 млн. за четыре года (2008–2011 гг.). Успех приписывается программе материнского капитала, а также увеличению пособия по уходу за ребенком до полутора лет. Однако всем грамотным известно: демографические процессы имеют циклический характер. И даже по прогнозу минэкономразвития к 2030 г. мы не досчитаемся, согласно одному сценарию, пяти, а согласно другому, пятнадцати миллионов граждан. Недостаток предлагают покрывать за счет миграции. Не разделяя лозунга «Россия – только для русских», тем более не могу разделить и другого: «Россия – без русских». Впрочем, о прогнозах минэкономразвития премьер, как водится, скромно умолчал.

Образование и науку – предмет моего особого интереса – В. Путин в очередной раз объявил одним из важнейших приоритетов: «Ведущими бюджетными приоритетами должны стать образование и наука. Мы прекрасно понимаем, что именно от этих сфер зависят интеллектуальная, технологическая сила России, качество нашего человеческого капитала». Однако на очередном трехлетнем бюджете это в очередной раз никак не отразилось. Так, в 2014 г. расходы на образование предполагается сократить примерно на 11% по отношению к 2011 г., то есть с учетом ожидаемой инфляции по меньшей мере на треть.

Вузовским преподавателям В. Путин пообещал в этом году сравнять их заработную плату со средней по экономике. Уж лучше бы не издевался! Бюджетная зарплата профессора по-прежнему около 20 тысяч при средней по экономике – около 24 тысяч. Готов держать пари с любым читателем, что он не найдет ни одной страны в мире, где правительство ставит своей задачей уравнять по оплате высококвалифицированный труд с трудом самого среднего работника. Что же касается обещания к 2018 г. удвоить зарплату вузовских преподавателей и квалифицированных врачей по отношению к средней по региону, то:

во-первых, к тому времени часть пожилых профессоров, преобладающих в технических вузах, уйдут либо на пенсию, либо, извините, в мир иной;

во-вторых, часть вузовской молодежи продолжит либо зарубежную, либо внутреннюю (в бизнес) миграцию;

в-третьих, повышение зарплат в вузах сопровождается интенсификацией труда, которая не оставляет преподавателю времени на научную работу и подготовку к занятиям. Поэтому качество образования от такого повышения, как ни странно, не улучшится.

Премьер заявил, что за последние годы введено 200 тыс. новых мест в детских садах. Однако он «забыл», что при этом очередь в «дошколку» продолжает расти!

Кстати, примерно в то же время, когда В. Путин в Думе говорил об образовании как о важнейшем государственном приоритете, в Уссурийске ФСБ и полиция задержали двух парней за распространение листовок в поддержку проекта Федерального закона «О народном образовании», подготовленного движением «Образование – для всех» и внесенного в Госдуму депутатами фракции КПРФ. Материал был проверен на предмет экстремизма. Экстремизма, как ни странно, не оказалось!

Но если международно признанная политика образования для всех рассматривается правоохранительными органами на предмет экстремизма, это означает только одно: под мудрым руководством правительства страна рискует превратиться в палату № 6, или, по-русски, в сумасшедший дом.

Подведем некоторые итоги.

В период мирового экономического кризиса политика правительства В. Путина – А. Кудрина, связанная с обескровливанием экономики и созданием так называемой подушки безопасности, имела последствия троякого рода:

во-первых, она действительно смягчила удар по социальному положению некоторых групп населения, в частности пенсионеров;

во-вторых, в предшествующий кризису период она приводила к искусственному сдерживанию экономического роста, роста доходов и социальной защищенности граждан. Говоря попросту, в социальном плане падать дальше вниз было просто некуда;

в-третьих, она законсервировала сырьевой характер экономики и обеспечила ее рекордное падение среди всех крупных экономик мира.

Другими словами, счет 2:1 не в пользу страны, не в пользу граждан и не в пользу правительства.

Заявление В. Путина о намерении продолжать такую политику и его гордость за очередное увеличение резервных фондов гарантируют стране и нам очередные поражения.

Короче, когда власть проливает слезы счастья, народу остается лишь гоголевский смех, – сквозь слезы!

Опубликовано: Советская Россия — 2012. — 28 апреля.