Январь
Делегация Комитета по образованию и науке с официальным визитом посетила Республику Корея. Принимали на высоком уровне, включая председателя парламента и министра образования, кстати, являющегося одним из двух вице-премьеров в корейском правительстве, что говорит о важности отношения к образованию.
Мы понимаем, что иностранным гостям всегда показывают лучшее, что за несколько дней по-настоящему страну и ее систему образования познать невозможно. Но нельзя не отметить несколько штрихов, которые бросаются в глаза и заставляют невольно сравнивать ситуацию.
Первое. На цели образования в Республике Корея выделяется более 20 % расходов. Это самая большая статья расходов в бюджете. Не могу не сказать, что Корея подтверждает общее правило, которое мы наблюдали в ХХ и начале XXI века: современные технологические революции невозможны без серьезных инвестиций в образование. Практически везде – в Советском Союзе, послевоенной Германии, Японии, отчасти в Италии, Корее – мы наблюдаем одну и ту же схему. Наращиваются инвестиции в образование, затем следует промышленный и экономический подъем в целом. Понятно, что, если в России намереваются провести модернизацию страны, этой закономерности нам не избежать. И тех средств, которые выделяются на образование в последние годы, явно недостаточно.
Второе. Налоги. Образовательные учреждения в Республике Корея отнесены к некоммерческим организациям и от своей образовательной деятельности налоги не платят. Такова практика всех цивилизованных стран. Налоговые льготы для системы образования резко сокращены и продолжают сокращаться. Россия от этого ушла не вперед, а назад.
Третье. Заработная плата педагогов. Корейцы, не ведая, исполняют российский Закон “Об образовании”: зарплата педагогов выше средней по стране, которая составляет 1500 долларов. Средняя зарплата учителя – более 2000. По меркам Европы и Америки это немного, по меркам России – баснословные деньги.
Четвертое. Дошкольное образование. Со следующего года Корея переходит на всеобщее бесплатное образование дошкольников. Наша страна от такого образования в значительной степени ушла. В России система детских садов – одна из наиболее пострадавших подсистем образования. Количество детей, посещающих сады, сократилось до половины от их общего числа. Тогда как общеевропейская тенденция заключается в увеличении числа детей, посещающих дошкольные учреждения. Все понимают, что образование современного ребенка нужно начинать рано.
Пятое. Школа. В Корее двенадцатилетнее обучение. Начальная школа – шесть лет, основная, говоря привычным языком, – три года, еще три – профильная старшая школа. За обучение в старшей школе родители корейских детей доплачивают. Но тенденция – к увеличению доли бесплатного образования.
Шестое. Высшее образование. В Корее преобладают негосударственные вузы в отличие от России. В них учится до 70 % всех студентов. Это образование целиком платное. Те, кто учится в государственных вузах, оплачивает половину стоимости обучения. Существует специальная система стипендий и адресной поддержки для студентов-инвалидов и из семей с низкими доходами. Но говорить об общедоступности высшего образования в Корее явно преждевременно. Идет речь об уменьшении платежей за обучение.
Седьмое. О признании важности образования в Корее. Директора корейских школ назначаются лично президентом. Министерство образования готовит списки людей, которые должны стать директорами. Назначение президентом делает директора во многом независимым от государственных чиновников местного управления и даже от министра: чтобы снять директора с работы, тоже требуется решение главы государства. Это некий шаг к автономии учебного заведения, хотя корейская система образования достаточно регламентирована. Ее трудно назвать либеральной, но гарантии независимости руководителя здесь на высоком уровне.
Я далек от идеализации корейской системы образования, но мы не можем не признать, что там, где каждая вторая семья имеет доступ к Интернету и работают корейцы по 12 часов в день, неплохие перспективы. Наверное, было бы полезно, чтобы наши чиновники, принимающие решения по вопросам финансирования образования, тоже побывали в Республике Корея. И при этом чаще вспоминали формулу, которая принадлежит Менделееву и, перефразированная, звучит так: экономить на образовании хуже, чем топить ассигнациями.
Опубликовано: Управление школой. — 2003. — 8-15 января. — № 2. — С. 4 (под заголовком “Южная Корея: тигр образования”).