Март
В начале марта средства массовой информации сообщили, что В.И. Матвиенко уходит с должности вице-премьера и назначается представителем Президента по Северо-западному федеральному округу. Естественно, что группы людей, заинтересованные в социальной политике и представляющие их интересы организации, в т.ч. профсоюзы работников, общественные организации инвалидов, ветеранов, пенсионеров, обеспокоены тем, как это скажется на социальной политике. Как человек, политические прогнозы которого до сих пор обычно оправдывались, рискну дать прогноз и на это случай.
Социальная политика хуже некуда, но, видимо, станет еще хуже. Поскольку невозможно найти ни одной страны, называющей себя цивилизованной (а тем более входящей в “большую восьмерку”), где минимальная зарплата составляла бы менее 15 долларов, пенсия – около 25, расчетная стипендия студента вуза – примерно 6, студента техникума или ПТУ — 4,5, а детское пособие — чуть более 2… Но сколько бы ни критиковали Валентину Матвиенко “слева” и “справа”, это не ее вина. Напротив, в псевдолиберальных правительствах она, с одной стороны, была “толкачом”: как умела, продвигала решение социальных проблем, с другой – выступала как “буфер”, тормозивший жесткое наступление на социальные права (да простится мне употребление столь непарламентских выражений в отношении женщины).
Очевидно, что скоро социальная политика в России станет еще более жесткой. Легко прогнозируются два этапа демонтажа системы социальной защиты, частью унаследованной нами от советских времен, частью созданной в 1990-е годы.
Первый этап, неплановый – осень текущего года. И он напрямую связан с Ираком. Не все знают, что российский бюджет, несмотря на некоторое экономическое оживление, до сих пор бюджет нефтяной. Причем себестоимость одного барреля нефти в России – 8 – 10 долларов, в Северной Америке – 6 – 7, на Ближнем Востоке – 1,5 – 2, в Ираке же немало скважин, где баррель можно получить за 5–7 центов, то есть более чем в сто раз дешевле, чем в России. Если Саддам Хусейн не решится поджечь нефтяные скважины, американская война в Ираке приведет сначала к скачку цен на нефть, а затем к их резкому падению. В последнее время фьючерсные контракты на нефть уже дают цены не 30–32 доллара, а только 27. По российским прогнозам, цена на нефть после иракской войны может упасть до 21-го. По прогнозам арабских экспертов, до 9–11-ти. Таким образом, американская война в Ираке будет означать, по меньшей мере, три удара.
Первый удар — по сложившейся системе международных отношений, возникшей после второй мировой войны.
Второй – по международному праву. С точки зрения сегодняшнего права, война без санкции ООН или Совета Безопасности не может расцениваться иначе, как агрессия, хотя идут попытки доказать, что это война за освобождение. Однако в жизни бывает так, что желающих освобождать бывает больше, чем желающих освободиться.
Третий – удар по российскому нефтяному бюджету. В свое время на это указал Сергей Степашин, заявив, что в случае войны США против Ирака наш бюджет придется пересматривать. Естественно, за счет зарплат и социальных гарантий. В таких условиях даже предвыборное повышение зарплаты в бюджетной сфере с октября 2003 г. на 33 % может оказаться под вопросом.
Второй этап, запланированный — начало 2005 года. Мы имеем все доказательства того, что, если Россия каким-то чудом удержит бюджет 2003 года, после выборов Думы и Президента “партия власти” готовит отмену целого ряда социальных гарантий, в том числе для интеллигенции.
Так, на заседании рабочей группы Правительство жестко настояло на отмене с 1 января 2005 г. коммунальных льгот для сельской интеллигенции. Однако на пленарном заседании Государственной Думы 21 марта это предложение Правительства нам удалось провалить. Против поправки активно выступили депутаты от фракций Компартии, “Яблоко”, Агропромышленной группы, группы “Народный депутат” и часть депутатов группы “Регионы России”. За отмену льгот последовательно голосовали “Единство”, “Отечество” и “Союз Правых Сил”. Депутат Анатолий Лукьянов потребовал даже приложить к списку результатов поименного голосования имена тех членов Правительства, которые настаивали на ущемлении прав российской интеллигенции. Удастся ли нам удержать плоды победы, покажет только время.
Аналогичным образом блок президентских законов, которые предусматривают “сброс” с федерального бюджета многочисленных финансовых мандатов, включая выплату детских пособий и финансирования системы СУЗов и ПТУ, предполагается вводить в действие в том же году. Вполне понятно, подобные “подарки” самой себе перед выборами “партия власти” делать не хочет. Все это откладывается до того, как выборы закончатся и современная правящая элита сохранит свои позиции.
Мы не располагаем информацией о том, сама ли Валентина Матвиенко, зная обо всем этом, уходит с должности. Или это происходит по собственному желанию Владимира Путина. Но, думаю, не ошибусь в прогнозе. Как минимум, в ближайшие пять лет она сохранит почетный титул “самого социального вице-премьера постсоветской эпохи”. Уступит ли она его кому-нибудь другому, покажет только время.
Опубликовано: Управление школой. — 2003. — 11-31 марта. — № 12. — С. 4.