Две математики

Сентябрь

18 сентября прошел внеочередной съезд Профсоюза работников образования и науки. Внеочередной, поскольку летом профсоюз потерял своего лидера — Владимира Яковлева. Абсолютно справедливо мнение о том, что при нем этот профсоюз был одним из самых боевых по защите прав работников России. Сам Владимир Михайлович оставил о себе добрую память. Даже, будучи тяжелобольным, интересовался прохождением через Госдуму и Совет Федерации профсоюзного закона о возвращении государственной ответственности за школу. Закон был внесен Президентом, но, наверное, было бы правильным назвать его в память о лидере “законом Яковлева”. В нашей стране нет традиции именных законов и поправок, а жаль.

Новым главой профсоюза стала Галина Меркулова. И, судя по всему, профсоюз не намерен терять свои традиции активной защиты прав работников. Во всяком случае в день принятия бюджета 19 сентября неподалеку от Государственной Думы собрался значительный пикет из числа делегатов съезда и присоединившихся к ним московских учителей, врачей, представителей культуры и науки. Лозунги пикетчиков были привычны: “Минимальную зарплату – не ниже прожиточного минимума!”, “Среднюю зарплату в образовании – не ниже заработной платы в промышленности!”. “Если вы поддержите нас – мы поддержим вас!”… Общаясь с пикетчиками, мы заметили, что до сих пор надежда на здравый смысл Правительства и Думы в их рядах не угасла: “Неужели никто в парламенте не понимает, что невозможно жить на две тысячи рублей?” – спрашивали они. Мы тоже не понимаем, как можно этого не понимать.

В Думе же мы услышали новое победное заявление премьер-министра и представителей финансового блока Правительства. В очередной раз утверждалось, что бюджет 2004 года – бюджет социального прогресса. Интеллигенция должна быть благодарна и счастлива, что заработную плату ей поднимают не со следующего года, а с октября текущего. Между тем, в бюджете 2004 года минимальная заработная плата действительно приближается к прожиточному минимуму, но уж очень немного. В 2002 году это соотношение было 24,4%, в 2003 – 21,6%, в 2004 станет 22%. Не трудно подсчитать, что при таких темпах до желанного мига, когда будет исполнен Трудовой кодекс и минимальная зарплата станет равна величине прожиточного минимума, пройдет ровно 196 лет! Даже самые реалистические эксперты обещали, что это произойдет в 2010-м году. Практика, к сожалению, не подтверждает прогнозов.

Комитет по образованию и науке принял решение предложить Госдуме не принимать бюджет в первом чтении без внесения в него серьезных изменений. Такое предложение от имени Комитета было озвучено по мотивам голосования за бюджет. Но сколько-нибудь серьезного количества голосов оно не собрало.

Премьер-министру Михаилу Касьянову Председатель Комитета по делам женщин, семьи и молодежи Светлана Горячева задала вопрос: почему в бюджете следующего года количество детей, которые смогут получить возможность оздоровления и летнего отдыха, сокращается на 8 млн. человек – с 12 до 4. Премьер утверждал, что это не так, но никаких убедительных цифр не привел, поскольку в бюджете Фонда социального страхования расходы на детский отдых сокращаются с 11,6 до 3,6 миллиона рублей.

В целом, за бюджет, почти на четверть уменьшающий реальную заработную плату в образовании по отношению к прожиточному минимуму по сравнению с декабрем 2001 года, думские фракции проголосовали следующим образом: “Единство” — 100%, “Отечество – Вся Россия” — 100%, ЛДПР – 100%, группа “Народный депутат” — 95,5%, группа “Регионы России” — 80,9%. Против бюджета выступили: КПРФ – 100%, “Яблоко” — 100%, “Союз Правых Сил” — 96,8%, Агропромышленная депутатская группа – 90,7%.

В очередной раз наблюдая требования работников образования и поведение большинства депутатов Государственной Думы и руководства Правительства, приходится констатировать: у каждого свой подход – два бюджета, две математики, два представления о жизни и два образа жизни. Думается, профсоюз работников образования принял правильное решение о проведении в середине октября акции с требованием защиты социального статуса педагога и его права на достойную жизнь.

Опубликовано: Управление школой. – 2003. – 22-30 сентября. — № 36. – С. 4.