Март
Не успела пойти на спад “ситцевая революция”, спровоцированная федеральной властью с помощью закона № 122, как Правительство и подопытно-безропотное думское большинство подготовили базу для новых акций протеста.
Часы на очередной политико-юридической мине начали тикать 1 марта — дата сама по себе замечательная. В свое время в этот день революционеры покушались на царя, теперь же современные политические “цари” покушаются едва ли не на все население страны.
Именно 1 марта вступил в силу новый Жилищный кодекс (ЖК) – ключевое звено “реформы” жилищного законодательства в целом. По сообщениям СМИ, даже один из “отцов-основателей” кодекса П. Крашенинников (бывший СПС-овец, а ныне, как водится, “единоросс”) заявил, что кодекс готов лишь на 45%, а другой “единоросс” Ю. Лужков вообще потребовал приостановления кодекса и других социальных реформ. Однако голоса диссидентов из “партии власти”, как, разумеется, и голоса представителей оппозиции, властью в очередной раз услышаны не были. Видимо, “мочить” организаторов будущих массовых выступлений много легче, чем вовремя думать головой.
Смысл нового ЖК тот же, что и социальной политики в целом: обеспечить дальнейшее преимущество людям с высокими доходами за счет всех остальных. Исправить его в состоянии, пожалуй, лишь политическая “могила”. Вот лишь некоторые неизгладимые пороки ЖК и сопутствующих ему нормативных правовых актов.
1. Устранение законодательных “тормозов”, ограничивавших повышение тарифов на коммунальные услуги. Впрочем, эти тарифы и без того росли много быстрее средней инфляции и средних доходов. Один их моих омских помощников имеет весьма полезное обыкновение хранить квитанции счетов по оплате квартиры и коммунальных услуг. Опуская конкретные суммы, можно точно сказать, что с 1 января 1998 г. по 1 января 2005 г. в Омске тарифы поднялись:
- на холодную воду – в 2,8 раза;
- на вывоз бытового мусора – в 3,6 раза;
- на пользование коллективной антенной — в 3,7 раза;
- на газ – в 5,5 раза;
- на обслуживание жилья – в 6,2 раза;
- на электроэнергию – в 6,5 раза;
- на горячую воду – в 8 раз;
- сборы на капитальный ремонт – в 8,7 раза;
- на отопление – в 10 раз.
По прогнозам специалистов Минэкономразвития (которое иногда не без оснований называют “Минэкономразрухи”) стопроцентная оплата жилья и коммунальных услуг может быть достигнута уже в 2006 году, что приведет к повышению цен и тарифов в среднем по стране еще на 40%.
2. “Монетизация”. Хотя в последнее время это слово воспринимается едва ли не на уровне ненормативной лексики, опыт, похоже, ничему не научил Правительство и думское большинство. Согласно новому жилищному законодательству, первоочередникам вместо квартиры в метрах предполагается предоставлять денежную компенсацию. При этом, во-первых, абсолютное большинство инвалидов, ветеранов и других льготников представления не имеют, как рациональнее этими деньгами распорядиться, а, во-вторых, сама денежная компенсация, разумеется, будет много меньше реальной цены аналогичной квартиры. Так, по оценкам депутата Г. Хованской, в Москве минимальная стоимость 1 кв. м жилья – 30 тыс. рублей. Однако компенсацию предполагается выдавать из расчета 17,5 тыс., т.е. на 40% меньше. Принцип все тот же, что и в 122 законе: вот тебе вместо льготы 3 рубля, и ни в чем себе не отказывай!
3. Облегчение выселения. Прежде выселить человека можно было лишь в том случае, если он не платил собственно за квартиру. Неоплаченные свет, газ, а при возможности и воду ему просто отключали. Теперь выселять дозволяется и тех, кто не платит за коммунальные услуги. Государство в очередной раз демонстрирует, что стоит на страже не гражданина, но “большого бизнеса” (в данном случае – бизнеса г-на Чубайса и иже с ним).
4. Налоговая “удавка”. В рамках блока законов, по иронии судьбы именуемых “партией власти” законами о создании рынка доступного жилья, предполагается введение налога на недвижимость, который будет исчисляться, исходя из ее рыночной цены. Этот налог хотят сделать основным источником доходов местного самоуправления и установить в “вилке” от 0,1% до 1,0%.
Понятно, что абсолютное большинство граждан “до основания реформированной” России не имеют другой недвижимости, кроме квартиры и, пожалуй, еще дачного участка. Понятно также, что, не имея практически никаких других источников дохода, органы местного самоуправления будут колебаться в альтернативе плохого с худшим: либо установить высокую планку налога и наполнить бюджет, либо ограничить эту планку и пожалеть “подведомственных” жителей. Представим себе, что, например, в городе Омске налог на недвижимость составит 0,5%. В этом случае пенсионерка, живущая в хорошем районе города в скромной двухкомнатной квартире ценою около 1 млн. рублей, вынуждена будет заплатить в год 5 тыс., т.е. 2-3 пенсии. В Москве эти цифры следует умножить, как минимум, на два. В районном центре или малом городе – на два разделить. Но в любом случае, по меньшей мере, с одной пенсией расстаться придется.
Читателю полезно будет узнать, кого он должен благодарить за принятие ЖК. Результаты голосования выглядят следующим образом:
- “Единая Россия”: за – 99,7%, не голосовало – 0,3% (один отважный депутат нарушил партийную дисциплину);
- ЛДПР: за – 97,1%, не голосовало 2,9% (и здесь “нарушитель” остался в одиночестве);
- “Родина”: не голосовало – 92,3%; против – 7,7% (тем самым ни один депутат закон не поддержал);
- КПРФ: против – 100%.
Когда вспоминаешь, что март – это, к счастью, месяц не только вступления в силу Жилищного кодекса, но и замечательного женского праздника, невольно приходит в голову грустную шутку: если прекрасную женщину раздевает любимый мужчина – это страсть; если грабитель – это преступление; если же Правительство при поддержке большинства Парламента – это закон!… — в данном случае – Жилищный кодекс.
Опубликовано: Вести образования. – 2005. – 1-31 марта. — № 5-6. – C. 2.