сентября
Как, наверное, догадался читатель, речь пойдёт не о военно-промышленном комплексе, но о Всероссийской педагогической конференции. Дата её проведения – 29–30 сентября. Место – город Москва. Основные организаторы – Российское общественное движение «Образование – для всех» и Всероссийский фонд образования. Сразу два почётных председателя: один – Сергей Миронов, государственный деятель и по должности третье лицо в стране; другой – Жорес Алфёров, великий ученый, лауреат Нобелевской премии. Главный спонсор – Благотворительный резервный фонд. Кстати, учитывая переименование пресловутого Стабилизационного фонда в Резервный, это название навело меня на некую максиму российской социальной и бюджетной политики: Правительство России! Превратите ваш Резервный фонд в благотворительный!
За подписью Председателя Совета Федерации С. Миронова отправлены пригласительные письма почётным гостям, включая министра образования и науки, ряд лидеров думских фракций и известных общественных деятелей, в том числе Г. Зюганову и А. Бабакову. Среди руководителей секций – председатель профильного комитета Совета Федерации В. Шудегов, депутаты Госдумы С. Глазьев, И. Мельников и О. Смолин. Среди наиболее крупных коллективных участников – Московская городская организация профсоюза работников образования и науки во главе с её председателем С. Кузиным. В конференции принимают участие представители более 40 российских регионов.
Вот лишь некоторые выдержки из проекта резолюции ВПК:
«В сложившейся критической ситуации мы обращаемся к органам федеральной власти и образовательному сообществу со следующими предложениями:
К образовательному сообществу, ко всем педагогическим, родительским, студенческим, молодежным, женским общественным и некоммерческим организациям:
- потребовать от депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, независимо от их партийной и фракционной принадлежности, отчёта о работе в интересах образования и о результатах голосований по ключевым законопроектам в этой области;
- отказать в поддержке на предстоящих парламентских выборах всем парламентским партиям, не представившим отчёт;
- инициировать дискуссии в электронных и печатных средствах массовой информации по ключевым проблемам образования с участием представителей политических партий, с одной стороны, и образовательного сообщества, с другой.
Образовательным учреждениям, в особенности школам и вузам:
предложить выпускникам – депутатам Государственной Думы, членам Совета Федерации, работникам федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры, администрации Президента и др. – отчитаться на педагогических (учёных) советах о работе в интересах отечественного образования.
К Президенту Российской Федерации:
- реформировать систему управления образованием на федеральном уровне. В частности, разделить существующее Министерство образования и науки на Министерство народного просвещения и Министерство науки и инноваций РФ;
- назначать руководителей федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами образования, на конкурсной основе, проводя предварительные консультации с профильными комитетами Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Российской Академией наук и Российской Академией образования, а также с ведущими общественными объединениями, представляющими образовательное сообщество (профсоюз работников образования и науки, Российский Союз ректоров, Союз директоров средних специальных учреждений, Союз директоров школ России и др.).
Рекомендовать введение аналогичной системы руководителям субъектов Российской Федерации.
К правительству Российской Федерации:
внести изменения в федеральный бюджет на 2008–2010 гг., обеспечивающие:
- рост расходов по разделу «Образование» не менее чем в 2,5 раза в течение трёх лет. Это покроет минимальные потребности отрасли (добавлю от себя: два года назад на пленарном заседании Госдумы руководители федеральной образовательной власти официально признавали, что бюджетные расходы на образование составляют лишь 40% от необходимого);
- ежегодное увеличение заработной платы педагогических работников не менее чем в полтора раза (по нашим оценкам, это позволит вывести заработную плату в сфере образования на уровень 1990 года с учётом роста цен на товары первой необходимости);
- восстановление индустрии образования и обеспечение образовательных учреждений необходимыми техническими средствами.
К депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации Федерального Собрания РФ:
Незамедлительно принять законы:
- об общественно-государственном характере управления образованием. Призван остановить нарастающую бюрократизацию и обеспечить решающее влияние образовательного сообщества на принятие любых управленческих решений в образовательной сфере;
- о статусе педагогического работника. В целях приравнивания педагогов по уровню оплаты труда, пенсионному обеспечению и другим социальным гарантиям к государственным служащим;
- о добровольности Единого государственного экзамена и исключении из сферы его действия истории, литературы и обществознания;
- о дополнительном образовании. Призван обеспечить равные условия для образовательных учреждений и педагогических работников дополнительного образования с учреждениями и педагогами, реализующими основные образовательные программы, а также для реализации принципа «Образование – через всю жизнь»;
- об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья. В целях создания специальных образовательных условий для таких лиц и развития интегрированного обучения.
К политическим партиям:
- в канун парламентских выборов в развёрнутом виде выразить своё отношение к курсу образовательной политики, проводившемуся в стране в последние три года, и предъявить обществу программы дальнейших действий в этой области;
- при наличии фракции в парламенте предъявить обществу результаты голосований по ключевым законам и инициативам ведущих образовательных организаций, включая предложения профсоюзов о ежегодном увеличении заработной платы педагогов не менее чем в полтора раза, оформленные поправками депутатов к бюджетам на очередной финансовый год;
- провести в прямом эфире государственных теле- и радиоканалов публичные дебаты по вопросам образовательной политики.
Услышит ли власть требования педагогического сообщества, покажет только время. Однако уже много веков известно другое: под лежачий камень вода не течёт…
Опубликовано: Вести образования — 2007. — 15-30 сентября. — № 18 (90).