Думский «подарок» в День учителя

октября

5 октября в Международный день учителя на пленарном заседании Госдумы я поздравил с этим замечательным праздником всех депутатов и всех сотрудников аппарата, кто когда-либо имел отношение к педагогическому труду. Хотя специальных расчётов не проводил, но убежден: таких не мало. Одновременно обратился к коллегам с просьбой хотя бы на последней сессии и тем более – в этот день не принимать законов, способных нанести вред отечественному образованию. Обращался не случайно, ибо в повестке дня 5 октября таких законов значилось сразу два. Один – о принудительной бакалавризации всей страны, но о нём когда-нибудь позже. Другой закон был посвящён вопросу, казалось бы, не имеющему отношения к образовательной политике – разграничению полномочий между различными уровнями власти. Как часто бывает, он был внесён депутатами от «правящей партии», но в думских кулуарах именовался шуваловским – по имени помощника президента, уже несколько лет исполняющего функции реального премьера. Об этом законе и хочу рассказать.

Собственно говоря, дело не в самом законе. Дело в том, что в ходе его подготовки ко второму чтению в статью 144 Трудового кодекса была внесена поправка, которая фактически предполагает повторную ликвидацию федеральных гарантий заработной платы интеллигенции и «бюджетников» вообще, педагогических работников – в особенности.

Напомню: в 1990-х гг. и начале ХХI века в России действовала единая тарифная сетка, которая в какой-то мере выполняла своё предназначение, а именно: обеспечивала более или менее равные условия оплаты труда работников бюджетной сферы в разных регионах. Точнее, она уменьшала неравенство в этом отношении: регионы с деньгами увеличивали ставки и оклады, как считали возможным, а дотационные регионы вправе были требовать от правительства бюджетные деньги на обеспечение зарплаты хотя бы в соответствии с тарифной сеткой.

Закон о так называемой монетизации, который в последнее время не критикует только ленивый, ликвидировал единую тарифную сетку и заменил её сомнительным механизмом рекомендаций трёхсторонней комиссии. Понятно, что в России даже законы, если это законы социальные, исполняются плохо. О рекомендациях и говорить нечего. Тем более, что за их исполнение правительство никакой ответственности не несёт.

Результаты хорошо известны. Например, разница в финансировании образования в расчёте на одного ученика по разным регионам превысила 10 раз. Уровень зарплаты начинающего учителя в Москве, как минимум, в семь раз выше, чем в большинстве регионов России. Разумеется, это одновременно и достоинство московской образовательной политики, и порок политики федеральной.

Когда более полугода назад Госдума принимала закон о повышении минимальной заработной платы до 2300 руб., многим казалось, что правительство России свои ошибки осознало. По крайней мере, оно согласилось с тем, чтобы восстановить в законе следующее положение: федеральная власть устанавливает минимальные размеры ставок и окладов работников бюджетной сферы, ниже которых ни в одном регионе зарплата устанавливаться не может. Теперь же слово «устанавливает» заменено словами «может устанавливать». А значит, может и не устанавливать. Другими словами, правительство второй раз за три года снимает с себя всякую ответственность за зарплату педагогического работника. Не случайно профсоюзы работников бюджетной сферы рассылали депутатам Думы письма протеста. Однако в современной России такие письма, не подкрепленные массовыми акциями, практически никогда не дают результата.

На мой взгляд, «новый» закон – это лишь частный случай глубоко ошибочной (чтобы не сказать – порочной) политики федеральной власти. С одной стороны, эта власть полагает, что скрепляет политическое пространство страны путём назначения губернаторов и построения разного рода «вертикалей». С другой стороны, сбрасывая ответственность за качество жизни граждан в регионы и местному самоуправлению, она фактически разрушает единое социальное пространство России. Регионы одной страны живут так, как будто принадлежат к разным государствам и даже разным историческим эпохам: Москва – примерно, как Чехия; Санкт-Петербург – как бывшие Прибалтийские республики СССР; Бурятия, Тыва – как Монголия. Вот где таится реальная угроза разрушения государства, а вовсе не в заговорах «оранжевых» или каких-нибудь ещё «цветных» политических сил. Как известно, крепить единство страны железом и кровью призывал Бисмарк. Но это было в ХIХ веке, а сейчас – ХХI.

В заключение позволю себе цитату из собственного выступления на пленарном заседании Госдумы 5 октября.

«Глубоко убеждён в том, что нам нужно идти не путём Бисмарка, а путём нашего знаменитого поэта Ф.И. Тютчева. Помните, он говорил:

«Единство», — возвестил оракул наших дней, —

«Быть может спаяно железом лишь и кровью…»,

Но мы попробуем спаять его любовью, —

А там увидим, что прочней…

Скреплять страну нужно не административными вертикалями, а социальной любовью к своим гражданам. Тогда и они к стране будут относиться с уважением. Просьба не поддерживать этот законопроект. Сегодня, кстати, Международный День учителя…».

Разумеется, большинство Государственной Думы за закон проголосовало. Партийная безответственность в очередной раз оказалась выше, чем обязательства перед избирателями и даже корпоративная солидарность.

Опубликовано: Вести образования — 2007. — 1-15 октября. — № 19 (91).