февраля
Читатель, конечно, помнит старую историю о различии между оптимистом и пессимистом.
Пессимист говорит:
— Как плохо! Хуже некуда! Хуже уже, наверное, не будет…
А оптимист его поправляет:
— Будет, будет!
Как это ни странно, в отношении образовательных перспектив Пятой Госдумы я склоняюсь к более оптимистической точке зрения – пессимиста. Быть может, потому, что пессимист – это хорошо информированный оптимист, а информирован я достаточно.
Так, с высокой вероятностью можно утверждать, что образовательная политика Пятой Государственной Думы не будет хуже, чем аналогичная политика Думы Четвёртой. И вот почему.
Продолжение следует
Напомню читателю, что именно в период работы Госдумы четвёртого созыва была произведена контрреформа образовательного законодательства, в результате которой:
- из этого законодательства «вычищены» все положения, касающиеся гарантированного уровня зарплаты педагогов;
- за три года на 25% сокращён набор студентов вузов на бюджетные места. Ещё через три года страна не досчитается почти миллиона бюджетных студентов;
- обложены налогами учебные заведения и тем самым поднята плата за обучение;
- принят закон, который слегка сократил отсрочки от призыва на военную службу для студентов вузов и резко сократил их для студентов техникумов и учащихся ПТУ;
- «повышение» стипендий проводилось таким образом, что они практически не росли по отношению к ценам на товары первой необходимости. 20 лет назад стипендия студента вуза составляла 80% прожиточного минимума, а сейчас – 22%. В техникуме, соответственно, 55% и 7%. В ПТУ – 80% и 7%;
- «продавлен» закон о принудительной бакалавризации всей страны. По этому закону большинство студентов будет учиться на год меньше, а за продолжение образования придётся платить;
- заметно упали международные рейтинги образованности населения России, а закон о ЕГЭ грозит превратить граждан в задорновских американцев.
Поскольку на законодательном уровне образовательная контрреформа в основном завершена, вытеснение бюджетного образования и понижение его качества будут продолжаться. Однако не столько в результате принятия новых законов, сколько по причине исполнения старых, принятых Четвёртой Думой.
Профильный думский комитет
Он изменился по названию, содержанию работы и на три четверти по персональному составу, однако соотношение сил в нём осталось прежним.
Во-первых, из двух направлений работы осталось только одно – образование. Наука вместе с наукоёмкими технологиями выделена в особый комитет во главе с академиком В. Черешневым. Соответственно, в этот новый комитет ушли представляющие фракцию КПРФ единственный в мире Нобелевский лауреат и одновременно депутат парламента Ж. Алфёров и лидер Компартии, доктор философских наук Г. Зюганов.
Во-вторых, тем не менее, именно представительство фракции КПРФ в новом Комитете по образованию оказалось наиболее стабильным. В нём сохранились:
- заместитель Председателя Государственной Думы и первый заместитель Г. Зюганова, профессор МГУ И. Мельников (пожалуй, наиболее успешный в постсоветский период председатель думского Комитета по образованию и науке в 1996-2002 гг.);
- депутат от Алтайского края М. Заполев;
- автор этих строк, ставший заместителем председателя комитета.
Кроме того, в комитет пришёл депутат Н. Разворотнев – многолетний директор крупного колледжа в Липецке.
В-третьих, на смену лидеру Российской Ассоциации профсоюзных организаций студентов О. Денисову от фракции «Справедливая Россия» пришёл председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии В. Шудегов, получивший в Думе должность заместителя председателя Комитета.
В-четвёртых, остаётся открытым вопрос о представительстве ЛДПР. Первоначально депутата В. Чернышова, занимавшего в предыдущей Думе довольно активную позицию, сменил Ю. Коган. Однако затем он вышел из состава комитета. Между прочим, ЛДПР получила в Пятой Думе и Комитет по делам молодёжи, председателем которого стал П. Тараканов.
В-пятых, наибольшие изменения произошли в комитетских рядах «партии власти»:
- в Комитете по образованию не будет депутатов М. Баржановой, Э. Хамитова, В. Гребенникова и др., не попавших в список «Единой России»;
- заместитель председателя прежнего комитета В. Иванова также не прошла в Думу, поскольку была поставлена на непроходное место в петербургском списке «единороссов». Однако теоретические шансы получить мандат она сохраняет;
- попытка депутата В. Семаго переквалифицироваться из единороссов в «патриотов России» закончилась так же неудачно, как и для списка этой партии в целом;
- экс-председатель Комитета Н. Булаев, как известно, назначен руководителем Рособразования;
- академик РАМН С. Колесников ушёл заместителем председателя в Комитет по охране здоровья, а первый заместитель председателя Государственной Думы О. Морозов – в Комитет по бюджету и налогам;
- ректор, а затем президент Московского института стали и сплавов Ю. Карабасов стал первым заместителем председателя комитета, а знаменитая фигуристка И. Роднина и депутат нескольких созывов Г. Сафаралиев – заместителями председателя;
- помимо этого, в комитете остался Н. Ольшанский (впрочем, в прошлой Думе присутствовавший на заседаниях, главным образом, в виде доверенности), а также вошли новые депутаты: Е. Кузьмичева, В. Черкесова, А. Эркенов, С. Неверов и В. Рязанский (два последних играли заметную роль в социальной политике Госдумы четвёртого созыва).
Председатель
В отличие от своих беспартийных и разнопартийных предшественников, руководивших профильными комитетами постсоветского Верховного Совета, Госдумы и Совета Федерации, председатель Комитета по образованию и науке Четвёртой Госдумы Н. Булаев был не человеком образования во власти, но, напротив, человеком власти в образовании. Как сказал однажды высокопоставленный чиновник Минобразования и науки, он «бестрепетной рукой» проводил через комитет все правительственные решения.
Как и предсказывали эксперты, новым председателем комитета стал многолетний первый замминистра образования, а затем руководитель федерального агентства «Рособразование» Г. Балыхин. До сих пор он имел репутацию одного их самых квалифицированных, сдержанных и в пользу образования настроенных руководителей в системе федеральной исполнительной власти. Однако вся предшествовавшая избранию в Думу работа Г. Балыхина носила по преимуществу организационно-технологический характер. Теперь же ему придётся заниматься собственно образовательной политикой.
Первые заседания нового комитета показали, что его новый председатель настроен на конструктивную работу со всеми депутатами, включая оппозицию. А вновь пришедшие депутаты от «партии власти» надеются действительно в позитивном ключе решать некоторые вопросы образовательной политики. Однако какой окажется равнодействующая между собственными социальными ориентациями Г. Балыхина и антисоциальными требованиями «партии власти», покажет только время. Хочется надеяться, что новый председатель думского комитета сумеет остаться человеком образования во власти.
Очень хотел бы ошибиться, однако думаю, что персональный состав большей части комитета вряд ли будет иметь принципиальное значение. «Единая Россия» – не самостоятельная политическая партия, но «приводной ремень» правящей бюрократии. Она создана не для того, чтобы проявлять инициативу, но во имя исполнения команд. Напомню: в четвёртом составе Госдумы из всех образовательных единороссов лишь С. Колесников изредка позволял себе роскошь собственного мнения. В пятой Думе ситуация вряд ли изменится.
В любом случае, как говорил оптимистический пессимист из упомянутой истории, хуже, наверное, не будет. Хотя бы потому, что после четвёртой Думы хуже, пожалуй, некуда.
Опубликовано: Вести образования — 2008. — 1-15 февраля. — № 3 (99).