Россия остро нуждается в просвещении после так называемых образовательных реформ

Сегодня голосами депутатов «Единой России» Государственная дума приняла в третьем чтении поправки в закон об образовании, касающиеся просветительской деятельности, которую теперь нужно будет в обязательном порядке согласовывать с органами государственной власти. 

В соответствии с документом, под термином «просветительская» подразумевается «осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».Порядок и условия ведения просветительской деятельности, формы контроля за ней будут определяться правительством РФ.

Против законопроекта выступил Олег Смолин. Приводим стенограмму выступления: 

Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович, мы будем голосовать против этого закона, и призываем вас сделать то же самое. И вот наши аргументы.

Первое. Россия остро нуждается в просвещении после так называемых образовательных реформ, может как не нуждалась уже много лет.

Треть населения функционально неграмотны в смысле естественных наук. Он и думают, что Солнце — это спутник земли.

Треть населения не способна отличить науку от лженауки. Они думают, что астрология — это наука.

Половина населения не знает собственной истории, они не знают, кто были нашими союзниками в Первой и Второй мировой войне. И соответственно, думают, что царя свергли большевики.

У нас в других странах выстраиваются очереди за российской вакциной, в Москве масса свободных доз, но нет желающих получить. Почему? Дремучие предрассудки.

Но в законе нет ни слова о поддержке просветительской деятельности.

Второе. Закон идет вразрез с многолетней отечественной традицией. Со второй половины XVIII века в России утвердилось представление о том, что просвещение — это благо.

Может быть, лучше всех его выразил Пушкин — да здравствуют музы, да здравствует разум. 

Авторы законопроекта исходят из представления, что просвещение, скорее, зло. В этом зале нам говорили, что просвещением занимаются «Исламское государство» или те, кто готовят боевиков. Коллеги, я думаю, что великие просветители от таких заявлений переворачиваются в гробах.

Третье. Одной из главных современных проблем отечественного образования является бюрократизация. Уменьшает ли её законопроект? Нет, увеличивает. Скорее всего, прежде чем заняться какой-то полезной работой, придётся спрашивать начальство.

Четвёртое. Против законопроекта объединились все основные группы отечественной интеллигенции. Президиум академии наук обратился к президенту с просьбой не подписывать закон. Музейщики, библиотекари встревожились, не придётся ли им согласовывать каждый шаг с начальниками. Руководители некоммерческих организаций также выступают против закона, 270 тысяч подписей собрано против него на разных площадках.

Пятое. Коллеги, наши противники, противники России пытаются нас изолировать. Законопроект в этом им помогает.

И последнее. Главное отличие нашей позиции от авторов законопроекта состоит в следующем: они видят угрозу национальной безопасности в просвещении, а мы считаем такой угрозой власть тьмы. На кого мы работаем? Мы работаем на будущее своей страны. Спасибо.