О ходе реализации и перспективах развития приоритетного национального проекта «Образование»

. Государственная Дума

Добрый день, уважаемые коллеги! Позвольте мне, прежде всего, сердечно приветствовать вас от имени меньшей части Комитета по образованию и науке, и от имени общественного движения «Образование для всех», которое я имею честь сегодня здесь представлять.

Начать я хотел с того, что настроен сегодня сугубо положительно и, пожалуй, не буду критиковать политику существующей власти.

Вы знаете, недавно Алексей Кудрин (мне это очень понравилось) выступил с заявлением о том, что Россия будет принимать участие в программах «Образование для всех» за рубежом: в Африке, в Южной Азии, возможно, Латинской Америке. Я очень рад этому предложению, но очень хотел бы, чтобы оно было распространено и на Россию тоже.

Я сказал, что не буду критиковать образовательную политику правительства и думского большинства по двум причинам.

Во-первых, мы — движение «Образование для всех», а у нас там есть люди большинство беспартийные, есть люди разных партий, — придерживаемся прагматического подхода. Мы приветствуем любые шаги в интересах образования.

Президент предложил, кстати, об этом почему-то сегодня не говорили, возвращаться к обязательному полному среднему образованию. Браво, президент!

Министерство образования, насколько мне известно, инициировало надбавки за классное руководство. В этой части — браво Министерству образования! Ещё бы, не по 17 показателям отчитываться за тысячу рублей, совсем было бы хорошо. «Единая Россия» предложила с ноября этого года надбавки за учёные степени и звания. Мы тоже предлагали, правда, с 1 января, но дело не в этом. Браво, «Единая Россия»!

Государственный совет принял, на мой взгляд, очень важный доклад социальной направленности развития образования в Российской Федерации. Специально благодарю рабочую группу Государственного совета за исключением раздела, посвящённого реформе педагогического образования.

Во-вторых, я не хотел критиковать образовательную политику правительства, ибо, на мой взгляд, она ниже критики. И я ещё раз напомню, что в текущем году и в следующем сокращаются бюджетные учебные места (если верить данным коллеге и Минобрнауке) на 4 процента с небольшим в заканчивающемся, 10 с небольшим — в следующем. Итого, если даже дальше сокращать не будем, полумиллиона бюджетных студентов через 4 года в стране не будет.

В этом году вводятся очередные налоги на имущество и на землю. Государственным вузам обещают компенсировать, но компенсируют очень плохо. Негосударственным вузам никто ничего компенсировать не обещает. Между прочим, хочу обратить внимание, мы ведь за что ругаем негосударственные вузы? Не создали материальной базы. Кого мы наказываем этими налогами? Именно тех, кто материальную базу создал.

Уважаемый мною Ярослав Иванович говорил о том, что АУ, это пойдёт на пользу делу. Но я рад, что специальная игра показала, что это так и будет. Но вот российский союз ректоров принимал специальное решение, единогласно, причём, с требованием к Госдуме, не принимать закон в первом чтении, отложить его рассмотрение.

Такую же позицию в более мягкой форме заняли профсоюзы образования и науки, профсоюз культуры, союз директоров средних специальных учебных заведений, профильный комитет Совета Федерации и так далее, и так далее.

Конечно, коллеги, можно сказать, что люди не понимают своего счастья. Но что-то больно много этих людей. Может, всё-таки прислушаться к их мнению и внимательно посмотреть на проблему.

Самой удивительной особенностью у политики, которую мы наблюдаем, уважаемые коллеги, это то, что она и не социальная, и не либеральная. Она заключается в сокращении и социальных гарантий, и свободы в системе образования. И не та, и не другая. Я, вообще, рассматриваю её, как явные признаки торжества бюрократии, которую мы сейчас, в принципе, наблюдаем во всей стране.

Я не буду, уважаемые коллеги, критиковать, так называемый, национальный проект «Образование», и опять же не потому, что там нет ничего хорошего. Безусловно, есть.

Замечательная вещь Интернет, да, для каждой школы, но когда у школы есть учебники и библиотеки. Я 100-процентно поддерживаю в этой части Екатерину Филипповну Лахову, 100-процентно.

Кроме того, трудно понять, какая общая идея объединяет, например, Интернет и, скажем, надбавки за классное руководство. На мой взгляд, то, что мы называем национальным проектом, представляет собой некоторое лоскутное одеяло, некоторый набор мер, в том числе, хороших мер. И не случайно, сегодня никто не называл системообразующей идеей этого национального проекта.

Если всё-таки пытаться искать центральное звено того, что мы называем национальным проектом «Образование», то, пожалуй, центральное звено — это идея грантов.

Государство решило, наконец, выступить как некоторый коллективный «Сорос», говорю без иронии. В принципе, система грантов — вещь хорошая, если они идут в дополнение, а не взамен основного финансирования.

Между прочим, наши коллеги из Минобрнауки, выступая здесь, в Государственной Думе 27 июня, говорили, что общий уровень финансирования в образовании 40 процентов от потребности.

Так вот, на мой взгляд, социальная образовательная политика должна включать в себя, как минимум, три основных звена, блока, если хотите, три крупных направления.

  • Это определённые гарантии всем, гарантии права на образование всем без исключения.
  • Это дополнительные гарантии нуждающимся в образовании, понятно, о ком идёт речь. Россия превзошла все допустимые пределы по уровню социального неравенства — это говорит и наше правительство тоже. И, естественно, в таких условиях равные возможности в образовании невозможны.
  • Гранты продвинутым учебным заведениям, студентам, педагогам и так далее. Если мы оставляем одни только гранты, мы вольно или невольно вызываем рост неравенства возможностей, поскольку больше получают продвинутые, а, значит, более обеспеченные.

Ещё раз должен напомнить, что международные организации, включая организацию экономического сотрудничества и развития, неоднократно указывали нам на то, что уровень неравенства прав образования в России превысил допустимые пределы.

Простейшие примеры. Да, понято, что гранты получают вот в этом году каждый 50-ый вуз, каждый примерно 150-ый учитель. Что такое закон «О …», если он будет даже реализован в мягком варианте, а мягкий вариант, если переход в … будет осуществляться по выбору, добровольно. Даже в этом случае произойдёт разделение всех учебных заведений на экономических свободных и экономических рабов. Одних оставят, что называется, в нынешнем положении с повязанными руками, другим дадут некоторую экономическую свободу в обмен на все реальные шансы приватизации. Берусь это утверждать с полной ответственностью.

Мы, наоборот, предлагаем вместо этого принимать закон о расширении автономий всех образовательных учреждений. Повторю ещё раз, объективный смысл того, что у нас называется национальным проектом образования, если там есть объединяющая идея — это некая сегрегация возможностей в области образования, своеобразный образовательный апартеид.

Я обещал не критиковать и действительно не собираюсь этого делать. Мы, уважаемые коллеги, как движение образования для всех предложили 12 базовых элементов национального проекта «Образование для всех». Позвольте некоторые из них просто прочесть без комментариев.

Первое. Воссоздание системы общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

Второе. Восстановление системы обязательного и бесплатного полного среднего образования. (Президента поддерживаю в данном случае обеими руками).

Третье. Разработка и реализация специальной программы развивающего обучения «Школа будущего». (Вот сюда должна войти система грантов, по идее).

Четвёртое. Обеспечение всем желающим возможности получить начальное или среднее профессиональное образование либо в качестве самостоятельного уровня, либо в качестве первой ступени образования высшего. (Об этом говорил Сергей Александрович).

Пятое. Принятие перспективной программы перехода к общедоступному, но не обязательному высшему образованию. (Как делают японцы, как делают бельгийцы и некоторые другие страны).

Шестое. Утверждение специальной государственной программы «Образование через всю жизнь». (К сожалению, мы единственная, похоже, страна Европы, в которой по инициативе администрации президента был провален закон «О дополнительном образовании». Сейчас мы готовим новую версию, но такого закона у нас до сих пор нет).

Седьмое. Разработка и принятие государственной программы «Электронное обучение и информационно-коммуникационные технологии». (Поддерживаю в данном случае комитет, который недавно провёл парламентские слушания и принял, на мой взгляд, хорошие рекомендации по этому поводу. Это тоже должно попасть в национальный проект).

Восьмое. Утверждённая на федеральном и региональном уровнях программа «Здоровое образование». (Екатерину Филипповну Лахову поддерживаю).

Девятое. Создание системы дополнительных социальных гарантий в период обучения для лиц с низкими доходами, сирот, лиц с ограниченными возможностями здоровья, сельских граждан. (Ключевое направление, поскольку без этого мы не можем обеспечить вхождение в информационное общество. Неслучайно «Образование для всех», мы бы только добавили — качественное образование).

Десятое. Создание федеральных образовательных каналов на радио и телевидении, повышение доли образовательных программ и обеспечение психолого-педагогического контроля деятельности электронных СМИ — ключевая позиция в информационном обществе.

Одиннадцатое. Принятие государственной программы «Индустрия образования». (Поддерживаю ещё раз Екатерину Филипповну в части игрушек и не только игрушек).

Двенадцатое. Принятие законодательства о статусе педагогического работника, обеспечивающего педагогам оплату труда и социальные гарантии не ниже уровня государственных служащих. (Требование большинства законодательных собраний, которое было выражено по отношению к Государственной Думе).

Заканчивая, уважаемые коллеги, хочу вспомнить, как президент в Послании Федеральному Собранию говорил, что для нас сейчас главное? О любви, о женщинах, о детях. Так вот, позволю себе шутку. Настоящее образование в будущем информационном обществе, как любящая женщина: не может быть всегда бесплатным, но должно быть обязательно доступным и не только в Африке, но желательно и в России.

Спасибо, коллеги.

(Аплодисменты.)