. Москва. Государственная Дума
Председательствует первый заместитель председателя Комитета по образованию О.Н. Смолин.
Смолин О.Н. Уважаемые коллеги, дорогие друзья!
Я не хочу делать сугубо научного доклада, хочу просто поделиться с вами некоторыми соображениями, которые, как я полагаю, в итоге будут иметь некоторое практическое значение для нашей дальнейшей работы. Для начала я хочу напомнить, что слово «просвещение» имеет, по меньшей мере, три значения или три оттенка, с учётом которых оно употребляется.
Самое простое значение: «просвещение» – это распространение научных знаний или в более широком смысле – распространение знаний в области науки, культуры, медицины, политики и других, соответственно, областей человеческой жизни. Именно это значение положено в основу тех определений, которые мы можем найти, например, в модельном законе «О просветительской деятельности», принятом Межпарламентской ассамблеей стран СНГ или в некоторых региональных законах, например, в недавно принятом законе Новосибирской области, с чем мы наших новосибирских коллег от всей души и поздравляем. Я думаю, это большое достижение – провести такой закон в своём регионе.
Но, уважаемые коллеги, я хотел бы заметить, что этим, естественно, определение понятия «просвещение» не исчерпывается. Уже в восемнадцатом веке возникает и второе его значение – когда просвещение связывается не просто с распространением знаний, но с выработкой определённой жизненной позиции.
В восемнадцатом веке возникают теории образования, которые уже исходят не из принципа «каждому своё», то есть раздельного образования или такого образовательного апартеида, а из принципа, хотя он тогда в таком виде и не был сформулирован, «образование – для всех». В это же время возникает идея государства разума, прямо связанная с просвещением. Неслучайно этот век называется «веком просвещения». И в это же время возникают известные идеи Канта о том, что образование должно быть связано с выработкой определённой позиции и связано со знаменитым его призывом – имейте мужество пользоваться собственным умом (так обычно переводят это короткое латинское выражение на русский язык).
Еще позднее, в частности, в России наиболее ярко это проявляется в XIX веке, возникает еще один оттенок слова «просвещение», связывающий его с его корнем, с российским словом «свет», когда, например, Белинский говорит, что есть много родов образования, но выше их всех стоит образование нравственное, или когда Гоголь говорит, что просветить человека не значит просто его научить, дать ему определенные знания, но всего его высветлить, сформировать определенный уровень морали, определенное нравственное представление.
Я думаю, что все эти три значения сохраняют свою актуальность и в XXI веке, а некоторые из них даже приобретают актуальность особую.
Далее, уважаемые коллеги, мы прекрасно понимаем, что в истории человечества были разные эпохи, с точки зрения просвещения. Были эпохи просвещения, как например XVIII век, а были эпохи и контрпросвещения, когда просвещение и просветительские движения отступали.
Возникает вопрос, как мы должны оценить, или можем оценить, эпоху, которую мы с вами переживаем в постсоветский период? Я бы ответил так: как крайне противоречивую.
С одной стороны, невиданные прежде возможности просвещения, получения знаний, выработки позиций и так далее, да? В значительной степени сняты идеологические ограничения, хотя далеко не во всем.
Доступными стали те книги, которые еще не были доступны прежде. Интернет, при всех своих противоречиях и опасностях, которые он таит, открывает колоссальные возможности, количество телевизионных каналов такое, какого никогда до сих пор не было, но тем не менее мне приходится констатировать, что по многим позициям ситуация крайне тревожная.
Ну, вот лишь некоторые из них. Например, международные организации констатируют, что некогда по образовательному уровню населения мы входили в тройку лучших. Еще в середине 90-х годов Мировой банк, который трудно заподозрить в чрезмерных симпатиях к нашей стране, признавал, что уровень, в особенности естественно математического образования в нашей стране, выше, чем в абсолютном большинстве стран Евросоюза и Организаций экономического сотрудничества и развития.
А вот когда в 2008 и 2012 годах социологи провели исследования по той же методике, что и в странах Евросоюза, оказалось не выше, а примерно тот же. Всех тогда поразили данные, согласно которым в 2008 году 28%, а в 2012 году 32% опрошенных граждан Российской Федерации согласились с утверждением, что Солнце – это спутник Земли. Астрологию знают намного больше, чем астрономию.
Иностранные фирмы, которым вроде положено быть меньшими патриотами, чем мы с вами, с тревогой отмечают, что наша страна утрачивает свое основное конкурентное экономическое преимущество – высококвалифицированную рабочую силу.
Я уж не говорю о том, что каждый четвертый ученый в послесоветское время выехал за границу. Потери от так называемой утечки умов оцениваются ректором Российского нового университета, бывшим физтеховцем и одним из лидеров Ассоциации негосударственных вузов России, собственно ее президентом, Владимиром Зерновым примерно в триллион долларов.
Что касается других показателей, то хотелось бы, например, напомнить, что по оценкам авторов проекта госпрограммы развития российского образования на 2013-2020 годы, а это, как правило, мои оппоненты в области образовательной политики, но, тем не менее, они отмечают, что в России неравенство образовательных возможностей превысило допустимые пределы. Что возникли школы-гетто, что порядка 20% российских старшеклассников функционально неграмотны в смысле грамотности чтения, то есть они могут прочесть текст, но неспособны понять его смысла. Такого не было никогда.
Отчасти это происходит, на мой взгляд, и потому, что мы возвращаемся от великих принципов «образование для всех» и «образование через всю жизнь» к другим – «каждому свое образование».
Возникает, естественно, любимый вопрос российской интеллигенции – что делать? Берусь утверждать, что с моей точки зрения сейчас потребность в просвещении и просветительской деятельности в России предельно остра, как может быть не была остра уже многие-многие десятилетия. И если мы хотим контрпросветительские тенденции преодолеть и сменить их на тенденции просветительские, надо сделать, как минимум, две вещи.
Во-первых, как мне кажется, надо поменять идеологию образовательной политики. Вы, наверное, слышали в последнее время, что образование в России рассматривается, прежде всего, как часть сферы обслуживания, если говорить о его месте в системе общественного воспроизводства. Убеждён, что это ошибка, грубейшая, глубочайшая ошибка. Образование, как доказали лучшие экономисты и прошлого, и настоящего, включая Василия Струмилина, Василия Леонтьева, Эдварда Денисова и целого ряда других, образование представляет собой не часть сферы услуг, а часть сферы производства, причём важнейшую часть сферы производства самого человека.
Мы всё чаще слышим, что люди, которые занимаются образованием, оказывают услуги. Я думаю, мои родители-учителя были бы крайне удивлены, если бы узнали, что, отправляясь давать уроки или проводить литературные вечера с детьми, они оказывают им какие-то услуги. Справедливо замечено, что человек, занимающийся образованием, не чистильщик сапог. Но это ещё не всё. Быть может, самое главное заключается в том, что теория так называемых образовательных услуг размывает всё духовное содержание образовательной работы.
Мы слышали, к сожалению, от предыдущего министра образования и науки, что надо отказываться от прежней системы, ставившей задачи творческого развития личности и переходить к новой системе, где главной целью стало бы воспитание квалифицированного потребителя. Соответственно на место педагогики сотрудничества нам предлагают ставить педагогику услуг и педагогику потребительства. Сегодня встречаюсь с новым министром образования и науки. Надеюсь, что эта идеология не будет продолжена, что мы вернёмся к тем целям образования, которые известны ещё древним грекам. И главное из них – многостороннему развитию личности человека, вне зависимости от того, сколько ему лет. Кстати, не могу удержаться, чтобы не заметить.
Сегодня, уважаемые коллеги, мы провели первое заседание Экспертного совета по образованию взрослых и просветительской деятельности. Состав получился, на мой взгляд, весьма интересным. Я думаю, что наши коллеги, Валентина Алексеевна, Дмитрий Леонович и другие это могут вполне подтвердить. Но из этого заседания Экспертного совета хочу привести только одну интересную цифру. Наши коллеги с канала «Культура» отмечают, что средний рейтинг канала «Культура» от общей телевизионной аудитории составляет 2%. А вот рейтинг цикла программ «Академия», где читаются выдающимися учёными лекции на научные темы, составляет 9%. В четыре с лишним раза выше. Горько, что такой замечательный канал, как канал «Культура», имеет такой низкий рейтинг. Это претензии не к каналу, это претензии к отношению к образованию и просвещению. Но радует, что «Академия» имеет столь высокий рейтинг для своего направления.
Кстати сказать, это тоже отчасти радует, отчасти огорчает. Большинство зрителей канала «Академия», увы, это не молодые люди. Это люди уже разных, второго, третьего и так далее возраста, которые очевидно когда-то были воспитаны на замечательных программах выдающегося просветителя XX века и отчасти XXI-го Сергея Петровича Капицы.
Короче говоря, я считаю, что главным изменением идеологического подхода должно быть изменение следующего свойства. От идеи элитарного образования, отдельная система образования для богатых и управляющих, отдельная система образования для остальных, мы должны обращаться к идее образования для всех и образования через всю жизнь. А это значит, что потребность просвещений должна расти. Она растёт и без того по разным причинам, в том числе и связанным с принятыми недавно образовательно-политическими решениями.
Я не знаю, всем ли известно, но перед уходом экс-министр образования Андрей Александрович Фурсенко подписал приказ о введении нового образовательного стандарта для старших школ. Не могу подробно рассказать об этом стандарте, желающие могут зайти на сайт, всё посмотреть сами. Скажу только о двух вещах.
Вещь первая заключается в том, что, по заключению экспертов Российской академии образования, стандарт позволяет получить школьный аттестат, не изучив ни физику, ни химию, ни биологию, ни историю Отечества, заменив их другими предметами, например, экологией или предметом «Россия в мире».
Кроме всего прочего, надо понимать, что стандарт сконструирован таким образом, что, если вы захотите дать своему ребёнку или внуку не специализированное образование, а полноценное общее образование с полноценным набором предметов, так называемый «золотой стандарт», то, как минимум, за пару предметов вам придётся платить.
Если вы выберете полноценное образование в естественнонаучной области, вам придётся платить за предметы гуманитарного цикла в полноценном виде. Если вы выберете предметы гуманитарного цикла, вам придётся платить за предметы цикла естественнонаучного. На мой взгляд, самая серьёзная угроза от «стандарта» находится именно в области естественнонаучного образования, естественнонаучной грамотности населения, уважаемые коллеги. Я сам гуманитарий, и понятно, что я люблю гуманитарное образование, но прекрасно понимаю, что, если мы собираемся заниматься модернизацией, то без высококвалифицированных инженеров, агрономов, учёных в области естественных наук, нам обойтись никак невозможно.
Забегая вперёд, хочу сказать, что две фракции Государственной Думы собрали необходимое число подписей, я об этом вчера говорил в нашем парламенте, необходимое для того, чтобы поставить вопрос на пленарном заседании Государственной Думы о создании комиссии парламентского расследования ситуации с образовательным стандартом для старшей школы.
Мы предложили также обратиться в Совет Безопасности, провести специальный круглый стол с участием пяти комитетов, и много ещё чего другого, а самое, быть может, главное, что законопроект о народном образовании, внесённый в Государственную Думу, прямо в законе, содержит полноценный набор предметов и требования, чтобы впредь (я перевожу с юридического на русский), естественно, было невозможно подписание проекта министром без согласования с Российской академией наук и Российской академией образования, профильными парламентскими комитетами, Союзом ректоров и другими профессиональными образовательными организациями.
Уважаемые коллеги, последнее, о чём я хочу сказать несколько слов, чувствуя, что время моё стремительно движется вперёд. Впереди у нас работа над большим проектом закона «Об образовании». Сегодня на экспертном совете мы договорились о создании двух рабочих групп. Одна рабочая группа создаётся вокруг нашей организации и её координатором будет Дмитрий Леонович Кузнецов, она должна будет подготовить для нас предложения в большой закон «О просветительской деятельности». Мы предполагаем специальную статью и, возможно, изменения в другие статьи.
Вторая рабочая группа создаётся вокруг Современной гуманитарной академии и её ректора Валерия Павловича Тараканова. Она будет готовить нам предложения к большому законопроекту по, соответственно, профессиональному и общему образованию взрослых в целом.
Если у кого-то есть конкретные предложения, да, просим концентрировать их, я думаю, Дмитрию Леоновичу, для того чтобы мы могли воспользоваться ими в дальнейшей деятельности.
Заканчивая, уважаемые коллеги, я хочу ещё раз от всей души поздравить нашу организацию с юбилеем. Мы, конечно, переживаем не такие благополучные времена, как в советский период, но в настоящее время я надеюсь, что неблагоприятные тенденции в нашей организации удалось переломить, по крайней мере, так хочется думать.
Мы активно работаем с образовательными каналами, в том числе с каналом «Просвещение» и «Первым образовательным» каналом. У нас, я надеюсь, впереди ещё немало больших и серьёзных удач. Я хочу поздравить вас ещё раз с нашим праздником и напомнить замечательные слова Льва Николаевича Толстого, который говорил так: «Народ наш ищет образования, как воздуха для дыхания». Давайте будем стараться дать нашему народу этот самый воздух. Спасибо. (Аплодисменты.)
Полный текст стенограммы (файл PDF, 571 Кб).