О проекте ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ». Второе чтение

Председательствующий [Морозов О.В.]. Приступаем к рассмотрению пункта 9 порядка работы. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Доклад заместителя председателя Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Юрия Александровича Барзыкина. Прошу прощения…Представитель президента, Косопкин Александр Сергеевич, пожалуйста.

Косопкин А.С. Я прошу извинения, но, тем не менее, я хотел бы вернуться к вопросу о том, надо ли сегодня рассматривать данный законопроект.

Вот я получил заключение Правового управления, где по-прежнему — о чём я говорил утром — подтверждается, что правовых механизмов, которые будут реализовывать эти самые финансовые гарантии, нет в законе, они отсутствуют. И если мы будем говорить сейчас об этом проекте закона, обсуждать его, наверное, хотя это будет долго, тем не менее, мы эти механизмы пропишем. И в среду вы не сможете отказаться, вернёте законопроект во второе чтение и будете обсуждать эту редакцию вторично. Я просто обращаюсь к вашей логике или рационализму: зачем два дня подряд обсуждать примерно одни и те же вопросы? Поэтому по-прежнему настаиваю на том, чтобы данный законопроект был перенесён на среду. Спасибо.

Председательствующий. Пожалуйста, мнение комитета.

У нас первый раз такая ситуация, когда докладчик уже на трибуне, я объявил вопрос, мы его рассматриваем… Мы проголосовали за его рассмотрение. Пожалуйста, мнение комитета. Кто выступит от комитета — Фёдоров или Барзыкин? Фёдоров, да? Ещё раз, пожалуйста.

Фёдоров Е.А. Уважаемый Олег Викторович, ещё раз говорю, это законопроект правительственный, правительство его внесло. Мы законопроект полностью подготовили. О тех возражениях, которые сейчас прозвучали, мы узнали — а согласовательный процесс не был нарушен, он действовал в полном объёме — только что, сегодня утром. Мы сейчас их изучаем, насколько они глубокие. Я считаю, что мы можем рассматривать законопроект на заседании Думы по существу. Если же так сложится, такая ситуация, и возражения будут оценены, то потом будем решать, но сегодня всё готово, уважаемые коллеги.

Председательствующий. Уважаемые коллеги, комитет, тем не менее, настаивает на рассмотрении. Ставлю на голосование прозвучавшее предложение о том, чтобы снять с рассмотрения данный вопрос, хотя, ещё раз повторяю, мы нарушаем процедуру: я уже объявил вопрос и докладчик находится на трибуне. Кто за то, чтобы снять с рассмотрения данный законопроект?

Результат: не принято. Докладчик, пожалуйста.

Барзыкин Ю.А., фракция «Единая Россия». Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги!

Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» внесён правительством. Он направлен на совершенствование государственного регулирования туристской деятельности, введение гарантий защиты прав и законных интересов потребителей туристских услуг в условиях прекращения с 1 января 2007 года лицензирования турагентской и туроператорской деятельности. Действительно, для нас 1 января является вот тем моментом истины, когда прежние механизмы государственного регулирования будут упразднены, а новые, которые должны быть введены этим законом, начнут действовать. Поэтому, может быть, и полезно даже дважды, и трижды, и четырежды рассматривать этот вопрос.

Предлагается ввести в качестве способа защиты прав потребителей механизм финансового обеспечения ответственности туроператоров двух видов — банковская гарантия и договор страхования гражданской ответственности туроператором. Предлагаются следующие размеры гарантии для осуществления деятельности: в сфере только международного туризма — 10 миллионов рублей, внутреннего — 1 миллион, внутреннего и международного — 10 миллионов. Срок действия гарантии не может быть менее одного года, и на новый срок она должна получаться не позднее, чем за три месяца до истечения действующей гарантии.

Создаётся также единый федеральный реестр туроператоров для обеспечения реализации механизма финансового обеспечения, и не реже одного раза в год этот реестр публикуется в государственных периодических печатных изданиях и размещается в Интернете на сайте федерального органа исполнительной власти в сфере туризма.

В понятийный аппарат внесены изменения и уточнения по туристскому продукту, туризму, туристским ресурсам, даны новые определения экскурсанта, гида-переводчика, инструктора-проводника, заказчика туристского продукта, формирования, продвижения и реализации турпродукта.

В понятие туриндустрии добавляются объекты санаторно-курортного лечения и отдыха, операторы информационных систем, а также организации, предоставляющие услуги экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов — проводников. Предлагается новое определение социального туризма.

В государственное регулирование туристской деятельности предлагается вернуть такие положения, как разработка и реализация федеральных, отраслевых, целевых и региональных программ развития туризма. Важными являются пункты о том, что финансовая гарантия не требуется для государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также для тех, которые осуществляют свою деятельность по организации путешествий в пределах Российской Федерации по установленным государственным ценам в целях решения социальных задач.

В соответствии с постановлением Государственной Думы от января 2005 года после известных трагических событий в Юго-Восточной Азии, касающимся безопасности российских граждан за рубежом, внесена статья по обеспечению безопасности туризма.

Внесены предложения по поправкам, касающимся определения страховых случаев, существенных условий договора, порядка возмещения ущерба, ответственности по договору, оснований для выплаты ущерба.

В процессе анализа данных форм финансового обеспечения экспертами моделировались различные ситуации их применения на практике при взаимодействии с банками, туроператорами и туристами с учётом сложившейся на туристском рынке структурой договорных отношений туроператор — турагент — турист, а также правовых, социальных и экономических последствий реализации данных законодательных инициатив. В результате сделан вывод, что механизм финансового обеспечения в виде банковской гарантии или страхования гражданской ответственности действенный и может быть использован при государственном регулировании рынка туруслуг.

Выводы рабочей группы основаны на анализе, как действующих законодательных актов, так и практики использования механизмов, работающих в других отраслях.

По механизму страхования получены положительные заключения ряда страховых компаний, это Военно-страховая компания, Ингосстрах, «Группа Ренессанс Страхование», РОСНО, «Альфа Страхование». По банковской гарантии получено положительное заключение от Ассоциации российских банков.

Установлено, что порядок оказания услуг по реализации турпродуктов турагентами будет определяться Правительством Российской Федерации, которое должно утвердить положение. В настоящее время оно разрабатывается Ростуризмом, принято за основу коллегией Ростуризма, и наши представители вошли в рабочии группы по разработке.

Поступило триста пятьдесят восемь поправок, пятьдесят из них рекомендованы комитетом к принятию, триста пять — к отклонению, три вынесены сегодня на ваше рассмотрение.

Я хотел бы поблагодарить всех, кто внёс поправки, кто принял участие в рабочей группе и кто так заинтересованно обсуждает проблемы туриндустрии. Действительно, не все поправки и положения удалось учесть, многие пришлось отклонить, хотя они здравые и направлены на развитие туризма, но основная часть была отклонена потому, что они не соответствуют концепции именно данного закона. Что касается тех поправок, в которых предлагалось делегировать полномочия от федерального органа на уровень субъектов Российской Федерации либо муниципальных образований, эти вопросы не являются предметом данного законопроекта, их можно решать в других законодательных актах. И такие инициативы на сегодня есть, более того, они поддержаны и Ростуризмом, и нашим комитетом. Поэтому многие предложения могут быть учтены в других законодательных актах. Туризм и его проблемы находятся на стыке различных отраслей права — земельного, международного, муниципального, поэтому и решать вопросы нужно соответственно в тех актах, которые это регулируют.

Переходные положения данного закона также имеют отношение, прежде всего к лицензированию туроператорской и турагентстской деятельности. Для сведения сообщаю, что мною совместно с председателем комитета Фёдоровым и первым замом внесены законодательные инициативы по продлению лицензирования до 1 июля 2007 года. Если это не будет поддержано, в законопроекте есть переходные положения, которые дают возможность имевшим лицензии на 1 января 2007 года юрлицам работать по ним до 1 апреля 2007 года. Это предложение правительства.

Все вопросы, которые касались механизма, отработаны. Основные дискуссии идут вокруг размеров финансовых гарантий. Были предложения по их увеличению, комитет их отклонил. Были предложения (большинство) по их уменьшению, но мы согласились с позицией правительства, потому что по конституционному закону «О правительстве…» всё-таки вопросы регулирования, определения мер статьёй 18 отнесены к компетенции и полномочиям Правительства Российской Федерации. Поэтому принят правительственный вариант, и, если будут необходимы иные согласования, я думаю, они могут быть проведены.

А сейчас есть возможность приступить к рассмотрению поправок.

Председательствующий. Уважаемые коллеги, докладчик представил законопроект. У нас с вами есть таблицы поправок, рекомендуемых комитетом к принятию и к отклонению…

Смолин О.Н. Уважаемый Олег Викторович, ситуация сложилась таким образом, что одну из моих поправок комитет потерял. Она была ещё в таблице поправок, раздававшихся комитетом в понедельник, но здесь её нет, поэтому я вынужден был раздать её в письменном виде сейчас в зале, вот она у вас есть. Это первое. И второе. Я прошу вынести на голосование поправки 275 и 298. Какой блок мы сейчас обсуждаем?

Председательствующий. 275-я и 298-я — это второй блок поправок, рекомендованных к отклонению, это то, что вам роздано с такой жирной цифрой «3» (я к депутатам обращаюсь).

Депутат Смолин Олег Николаевич, пожалуйста, ваше обоснование поправки 275.

Смолин О.Н. Спасибо, уважаемый Олег Викторович. Я просто прошу не забыть поправку, розданную в зале.

Итак, уважаемые коллеги, тяжело поднимать ещё раз всё, что написано туристическими организациями по поводу этого законопроекта, но приходится. Суть поправки предельно простая: я предлагаю оставить единственную гарантию в размере 1 миллион рублей для выездного туризма, то есть резко снизить эту гарантию. Причём обращаю ваше внимание на то, что все эти бумаги, которые нам пришли из двухсот городов приблизительно, выдержаны примерно в одном духе. Здесь, в Государственной Думе, мы проводили специальный «круглый стол» по этому поводу, и вот я позволю себе вам прочитать кое-что из резолюции этого «круглого стола» с комментариями, с переводом.

Итак, резолюции следующие. Первая: «принятый в первом чтении законопроект противоречит интересам туристской отрасли, ограничивает свободу предпринимательской деятельности и права предпринимателей в этой сфере экономики, ведёт к монополизации туристического рынка узким кругом крупных туроператоров, к резкому сокращению спектра туристических продуктов». Перевожу на русский язык: у нас все страшно любят малый и средний бизнес, ну прямо так, как паучиха любит паука, — любят, а потом обязательно съедят, как только на кону оказываются интересы крупных туристических в данном случае компаний.

Вторая: «вопрос введения обязательных финансовых гарантий для туроператоров не проработан должным образом, что неизбежно приведёт к сворачиванию свободного туристического рынка, особенно в регионах, к значительному росту цен на туристические продукты, к сокращению въездного и внутреннего туризма, резкому сокращению занятости в этом секторе экономики, уменьшению налогооблагаемой базы». Уважаемые коллеги, перевожу: часть народа уйдёт в тень, и ничего дополнительно вы не получите, более того, вы ударите по налогам в регионах, прежде всего.

Ну и, наконец, надо иметь в виду, что, как правило, работники малого и среднего бизнеса в области туризма — это как раз тот самый средний класс, про который мы так любим говорить. Это люди, которые часто участвуют в ипотечных проектах и так далее, и так далее. Вы ставите их благосостояние под удар. Неслучайно сегодня на пикет сюда, на моей памяти впервые, пришли примерно двести представителей малого и среднего бизнеса.

Третья: «единый порядок исчисления размеров финансовых гарантий (дальше перечисляются эти самые цифры) не имеет объективного и понятного расчётного экономического обоснования, размер сумм гарантий определён волевым решением, противоречащим основам предпринимательства и антимонопольного законодательства». Уважаемые коллеги, напомню, что это означает: сумма рассчитана по принципу «пол — потолок — палец». На заседании комитета по туризму, где мне приходилось присутствовать, выступал представитель антимонопольной службы, который подтверждал, что у них серьёзные… (Микрофон отключён.)

Председательствующий. Да, истекло ваше время. Сколько вам нужно?

Добавьте пятнадцать секунд для завершения.

Смолин О.Н. Я потом продолжу, а сейчас прошу активно поддержать поправку. Спасибо.

Председательствующий. Пожалуйста, комитет.

Барзыкин Ю.А. Комитет отклоняет данную поправку, потому что устраняются размеры финансовой гарантии для внутреннего и въездного туризма, что, конечно же, противоречит принятой концепции.

Председательствующий. Уважаемые депутаты, ставится на голосование поправка 275. Депутат Смолин предлагает ее принять, комитет предлагает ее отклонить, оставить в таблице отклонённых. Включите режим голосования.

Результаты голосования

Проголосовало за:
76
16,9%
Проголосовало против:
2
0,4%
Воздержалось:
0
0,0%
Не голосовало:
372
82,7%

Голосование по фракциям.

Результат: не принято.