О проекте ФЗ «О внесении изменений в статью 53 Закона РФ «Об образовании» и в статью 20 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Третье чтение

Смолин О.Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Вячеславович!

Фракция Компартии Российской Федерации в первом чтении поддержала этот законопроект. Мы надеялись, что нам удастся внести в него серьёзные изменения ко второму чтению, однако эти надежды не сбылись. Поэтому в данной редакции мы законопроект не поддерживаем и призываем вас последовать нашему примеру.

Аргументация следующая. В данной редакции законопроект содержит или усугубляет, на наш взгляд, две принципиальные ошибки. Ошибка первая по перечню тех преступлений, которые являются основанием для того, чтобы не допускать человека к педагогической деятельности. Надо было сосредоточиться на тех преступлениях, которые направлены против личности. Сейчас там написано механически «тяжкие и особо тяжкие преступления». Но далеко не все преступления против личности являются тяжкими, и не все тяжкие преступления являются преступлениями против личности.

Простой пример. По действующей или предлагаемой редакции закона получится так, что какой-нибудь педофил, если он не совершил действий, связанных с насилием, может быть допущен в дальнейшем к педагогической деятельности. А вот директор школы, который установил нелицензионное программное обеспечение не по своей вине, поскольку мы отнесли такие преступления теперь к тяжким, может лишиться права заниматься педагогической деятельностью навсегда.

Другая ситуация связана с перечнем заболеваний, которые являются основанием для того, чтобы люди не допускались к педагогической деятельности. Теперь мы отдаем такое право соответствующему федеральному органу исполнительной власти, если ситуация не изменится, то Минздравсоцразвития России.

Но я хотел бы вам напомнить, уважаемые коллеги, что несколько лет тому назад правительство уже пыталось предлагать нам законопроект, по которому практически все инвалиды лишились бы права заниматься педагогическим трудом. Ну, в том числе скажем и ваш покорный слуга, профессор на четверть ставки Омского педагогического университета.

Два года назад Минздравсоцразвития разрабатывало документ, который практически лишал всех инвалидов возможности заниматься работой, связанной с государственной службой.

Я понимаю, что не мы сами принимаем такие решения, но мы этим законом облегчаем принятие таких решений, поскольку до сих пор, по крайней мере в законе «Об образовании», говорилось, что это должно устанавливаться правительством, а сейчас это отдается на откуп соответствующему ведомству, даже не правительству. Между прочим, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Лукин прислал нам предложения, согласно которым ограничение прав человека должно устанавливаться только законом в точном соответствии с 55 статьёй Конституции Российской Федерации.

Поэтому, уважаемые коллеги, если последствия этого закона окажутся для каких-то граждан нашей страны, в том числе для людей с ограниченными возможностями здоровья, отрицательными, долю своей ответственности придется нести и нам. Мы призываем этого не делать и не поддерживать законопроект. Спасибо.

(За законопроект проголосовало 332 депутата, из которых 315 — «Единая Россия»).