Председательствует Председатель Государственной Думы Российской Федерации С.Е. Нарышкин.
Смолин О.Н., фракция КПРФ.
Уважаемые коллеги! Хочу сообщить вам две новости и, как ни странно, обе хорошие.
Во-первых, сегодня – Татьянин день – день российского студенчества. И я хочу от души поздравить с этим праздником депутатов всех фракций, кто чувствует себя вечными студентами в самом лучшем смысле этого слова, кто никогда не устаёт учиться, в т.ч. и у своих оппонентов!
Вторая новость: фракция КПРФ именно сегодня вносит в Государственную Думу проект федерального закона «О народном образовании». Проект подготовлен КПРФ совместно с общественным движением «Образование – для всех». Он обсуждён сначала на парламентских слушаниях в переполненном Малом зале Думы, затем – на Конгрессе российского образовательного сообщества с участием более тысячи человек, в многочисленных коллективах и на многочисленных конференциях.
На различных сайтах проект при голосовании получил поддержку от 81 до 92 процентов Интернет-сообщества. В то же время официальный проект закона «Об образовании в Российской Федерации» набрал от 1,5 до 4 процентов. Представлению нашего законопроекта была посвящена специальная пресс-конференция 24 января. Мы приглашаем депутатов всех фракций поддержать наш законопроект.
Официальный проект нас абсолютно не устраивает, поскольку мы решительно отвергаем проводимый курс образовательной политики. Этот курс приводит к разрушению интеллектуального и человеческого потенциала страны. Вот лишь некоторые тому свидетельства.
Поздравляя российское студенчество с праздником, мы вынуждены признать: в социальных государствах Европы типа Германии и Франции бесплатно, т.е. на деньги бюджета, учатся 80-90% студентов. В России почти 2/3 вынуждены за образование платить.
По отношению к прожиточному минимуму по сравнению с советскими временами стипендии уменьшились:
в вузе – примерно в 4 раза;
в аспирантуре – примерно в 6,5 раз;
в техникуме – примерно в 8 раз;
в ПТУ – примерно в 11,5 раз.
Не лучше положение в других секторах образования.
Более полутора миллионов детей стоят в очереди в детский сад. Матери выходят на акции протеста и даже объявляют голодовки. А ведь по Конституции дошкольное образование общедоступно и бесплатно. Подчёркиваю: общедоступно!
По официальным данным, 30% школьных болезней связаны с плохим питанием, 90 тыс. парней ежегодно не призываются в армию из-за дефицита массы тела, а показатели состояния здоровья почти 70% школьников значительно отклоняются от нормы.
По оценкам экспертов, близких к власти, в стране возникли школы-гетто, где сконцентрированы дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
При этом 20% российских старшеклассников не имеют элементарной грамотности чтения: текст читают, а понять не могут. Как говорили раньше, смотрят в книгу, а видят – сами понимаете что.
Система ЕГЭ уничтожает естественную человеческую страсть к познанию.
Вот данные о десятке самых популярных запросов в категории «наука», которые в поисковой системе Google делаются в мире и в России.
В мире:
- математика;
- Луна;
- клетка;
- Википедия;
- ДНК;
- химия (англ.);
- математические игры;
- физика;
- Большой взрыв;
- химия (исп.).
В России:
- ЕГЭ;
- готовые домашние задания;
- решебник;
- ответы;
- результаты ЕГЭ;
- Википедия;
- ЕГЭ по русскому;
- ЕГЭ-2011;
- алгебра;
- готовые домашние задания по алгебре.
В мире хотят знать, а у нас хотят сдать.
Председатель Правительства России признаёт: средняя зарплата преподавателей высших учебных заведений ниже средней по стране. Но при этом ничего не предлагает. Готов держать пари: другой такой страны вы не найдёте ни в «большой восьмёрке», ни в «большой двадцатке» и вряд ли найдёте в Африке.
Телеканалы, которые демонстрируют номерные «дома», а также интерес, говоря словами Ильи Эренбурга, исключительно к нижней половине человека, вызывают в памяти грустную формулу Зворыкина: телевидение из чуда превратилось в чудовище. И ещё более печальный афоризм Высоцкого: ящик для идиота!
Наш законопроект «О народном образовании», если будет принят, позволит решить не только эти, но и многие другие проблемы отечественного образования.
Когда-то Черчилль утверждал: учителя обладают такой властью, о какой премьер-министры могут только мечтать.
Убеждён: российским педагогам пора вспомнить о том, какой властью они обладают. Для начала они могли бы как члены избирательных комиссий дать себе обещание не вбросить больше ни одного бюллетеня в пользу ни одной партии, как бы их ни пугали или ни подкупали.
И тогда мы получим действительно новое правительство и действительно новую образовательную политику. Её главным принципом должна стать формула древнего Евангелия: знание – свобода!