Председательствует Председатель Государственной Думы Российской Федерации С.Е. Нарышкин.
Смолин О.Н., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги!
20 июня в этом зале произошло событие, в прямом смысле не имеющее прецедентов. Большинство Государственной Думы проголосовало за протокольное поручение, адресованное отдельно взятому депутату – Олегу Смолину. Отыне мне удалось стать единственным депутатом, который не только имеет фактический сертификат МВД о том, что он не экстремист, но и единственным, кто удостоился такой персональной чести.
Уважая мнение большинства, уважаемые коллеги, я готов исполнить протокольное поручение, но прежде хотел бы позволить себе три вводных.
Вводная первая. Настоятельно рекомендую депутатам, которые пишут подобные протокольные поручения, выступать и вступать не только в Союз писателей, но иногда и в Союз читателей, в частности, читать статью 60 Регламента, в которой написано, что поручение может даваться исключительно, цитирую: «В целях получения дополнительной информации для подготовки вопросов для рассмотрения палатой». А в протокольном поручении написано совсем другое, а именно: представить информацию, цитирую: «С тем, чтобы передать эти данные в правоохранительные органы». Как сказал бы Высоцкий: «Ошибка вышла, вот о чём молчит наука, хотели кока, а съели Кука». Впрочем предупреждаю, что Кук не всегда бывает съедобным и может вызвать несварение желудка.
Вторая вводная. Читать полезно не только Регламент, но и Конституцию. В поручении предлагается, цитирую: «Запросить и получить у депутата Смолина конкретную информацию по школам, где нарушаются федеральные законы, Конституция РФ в части бесплатного общего образования».
Вообще-то, коллеги, Конституцию полезно читать, тем более депутату, который работает в одном из профильных комитетов, и положено знать, что, к сожалению, наша Конституция в статье 43 не гарантирует гражданам бесплатного общего, то есть полного среднего образования. Она гарантирует только общедоступное бесплатное основное общее и почему-то среднее профессиональное образование. Говоря по-русски, 9-летку, а затем почему-то техникумы и колледжи. Иначе говоря, не нарушая нашей замечательной Конституции, можно перевести на платную основу старшие школы и систему ПТУ.
Конечно, если дело дойдёт, как мы надеемся, до созыва Конституционного Собрания, 43-ю статью Конституции придётся менять.
Вводная третья и главная. Кроме буквы у любого нормативного документа есть ещё и дух, общий смысл. Общий смысл статьи 60 Регламента заключается в том, чтобы депутаты могли получить необходимую для работы информацию от тех внешних структур, которые по характеру своей деятельности обязаны ею располагать.
Полным извращением смысла Регламента является попытка превратить эту статью в средство для того, чтобы загнать в угол депутатов от оппозиции, тем более что загнать удастся далеко не всегда. Помните Райкина: «Вы хотите меня поставить в тупик своими вопросами, а я вас поставлю в тупик своими ответами».
Перехожу к ответам. Авторы поручения хотят получить от меня информацию, попросту говоря, о незаконной коммерциализации образования, о незаконном развитии в нём платных начал.
Но в том-то и беда, коллеги, что коммерциализация государственного образования сейчас сплошь и рядом происходит не вопреки, а благодаря закону. Как писал когда-то Александр Сергеевич Пушкин: «И человека растянуть он позволял не как-нибудь, но в строгих правилах искусства».
Напомню, что в заключении нашего профильного комитета под руководством уважаемого Павла Крашенинникова утверждалось, что Федеральный закон, будущий номер 83, фактически превращает некоммерческие учреждения в разновидность коммерческих организаций. Очевидно, главная задача социальных учреждений образования: лечение, просвещение и развитие личности. Главная задача коммерческих организаций – так называемое оказание услуг, и, следовательно, зарабатывание денег. А теперь перейдём к фактам.
Если бы авторы поручения потрудились зайти в Интернет, они наверняка нашли бы на сайтах передовых, по современным понятиям, школ массу интересного. Открываем сайт школы номер 213 в Санкт-Петербурге. Согласно сайту, школа организует платные услуги для учащихся, в том числе: подготовка к итоговой аттестации выпускников девятых классов по математике в новой форме, только в новой. Подготовка к государственной итоговой аттестации выпускников девятых классов по русскому языку в новой форме. Подготовка к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку и так далее.
Поскольку все эти ЕГЭ и ГИА предусмотрены стандартом, руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова не раз заявляла, что для подготовки к ним дополнительных занятий не требуется, а на платной основе её не должно быть вовсе. Быть может, авторы запроса не умеют пользоваться Интернетом и поэтому обращаются к депутату Смолину?
А теперь давайте заглянем в газеты, например, в «Независимую», там сообщается, что по их данным за последние два года цена так называемых платных услуг в учреждениях дополнительного детского образования, то есть в музыкальных, художественных школах, кружках и так далее, выросла на 30 процентов.
Коллеги, нельзя же совсем буквально понимать завет профессора Преображенского и не читать ни советских, ни антисоветских газет ни перед обедом, ни после ужина, ни вообще… Иногда это полезно. Но главным источником информации для депутатов должны быть его избиратели, прямое общение с людьми.
Случилось так, что прошлый выходной я провёл у друзей в Петербурге и целый день общался с двумя школьницами пятого и третьего классов, Полиной и Аней, обе учатся в школе номер 1. За день узнал больше, чем от экс-министра образования за предшествующие 8 лет выступлений в Государственной Думе, в том числе много забавного, а ещё больше грустного.
Например, мама каждый день возит сестёр в школу 20 минут. Там, где они учатся, плата за обучение по тысяче рублей с человека. В школе рядом с домом плата 10 тысяч рублей. Или – набор учебников для третьего класса стоит полторы тысячи рублей, для пятого больше, учебники толще. Или – недавно девочки ходили в вокальный кружок и неплохо интонируют. Цена по 250 рублей в месяц с человека, а со скидкой – 180. Теперь ходить перестали, слишком дорого.
Коллеги, чем давать протокольные поручения о том, впадает ли Волга в Каспийское море, не проще ли поговорить с детьми. Не зря написано в великой книге: «И сказал Господь: будьте, как дети».
Наконец, о социологии.
Вот опрос портала «SuperJob». 2011 год. На опросе сообщается, что 77% из 1600 опрошенных заявили, что их расходы на образование выросли, в том числе 32%, что выросли значительно, а 10% заявили, что они стали платить за те предметы, которые ещё в предыдущем учебном году были бесплатными.
Вдумайтесь, коллеги. Это Федеральный закон № 83 только ещё начал вступать в силу. А 77% граждан уже заявили о росте расходов на образование. Что будет к 2020 году, когда вступит в силу полный стандарт, стандарт полной средней школы?
Уважаемые коллеги, 20 июня мы предлагали пять позиций. Сегодня предлагаю реализовать хотя бы две из них. А именно, первое: нами собрано более 90 подписей для инициирования процедуры парламентского расследования по стандарту старшей школы. Мы приглашаем депутатов всех фракций, присоединяйтесь к этому письму.
Второе. Ещё раз приглашаю депутатов всех фракций, не только КПРФ и «Справедливой России», но и ЛДПР, и «Единой России», присоединиться к проекту федерального закона «О народном образовании». Дело это, коллеги, не партийное, а общенациональное.
Тем же, кто задумывает очередные протокольные поручения в адрес отдельно взятых депутатов от оппозиции, я позволю себе напомнить притчу, которую несколько лет назад услышал от министра в то время образования Владимира Филиппова.
Пред светлые очи Господа Бога попали двое мужчин. И на вопрос, как они жили, первый сразу ответил, что он грешник. «Ты пил вино?», — спросил Господь. — «Случалось и покрепче». — «Как ты проводил время?» — «Весело. Часто с друзьями, у костра и до самого утра». — «А женщины?» — «Ну, Господь, что ты спрашиваешь, ты же сам мужчина, ты же всё понимаешь». — «В рай», -сказал Господь. И обратился ко второму, который сказал, что он праведник. -«Как? Ты никогда не пил вина?» — «Никогда. Только воду из-под крана». — «А как проводил время?» — «В размышлениях о бренности жизни». «А женщины?» — «Ну, что ты, Господи, в твоей великой книге написано, что это сосуд греха». — «В ад» — сказал Господь. И на удивлённые протесты праведника пояснил: «Бог прощает грехи, но не прощает глупости».
Уважаемые коллеги, в эти дни наши выпускники получают дипломы. Недавно, выступая в Питере в одном продвинутом университете, я процитировал строки замечательного питерского барда Александра Дольского: «Чтобы судьбу как задачку решить, мало постигнуть азы мирозданья. Есть ещё образованье души – самое высшее образованье». И поздравляя выпускников, я хочу сказать здесь, в этом зале, что Федеральный закон № 83, о монетизации духа, должен быть отменён, как и приказ о новом образовательном стандарте.