России необходимы преобразования в системе высшего образования, чтобы совершить рывок в экономике, науке и бизнесе. Об этом заявил РБК председатель Счетной палаты (СП) и декан факультета свободных искусств и наук СПбГУ Алексей Кудрин. По словам главы СП, нужный стране рывок могут обеспечить только принципиально новые навыки и умения специалистов, основанные на свободном, критическом мышлении и командной работе.
«Таких специалистов во всем мире готовят на программах Liberal Arts and Science, или, как мы их называем, свободных искусств и наук. Такие программы есть в России, пришла пора эту модель масштабировать», — сообщил Кудрин.
Глава СП отметил, что базирующиеся на soft skills образовательные программы позволяют студентам осваивать по два профиля подготовки, учиться по индивидуальному плану и в любом момент перестраивать образовательную траекторию, то есть «переизобретать» себя. Что сейчас служит одним из важнейших навыков для успешной деятельности в любой сфере. «Такой студент может освоить все что угодно, а значит создать себя в течение жизни несколько раз, найти удачный карьерный путь в любой кризис и состояться», — подчеркнул декан факультета СПбГУ.
Кудрин напомнил, что модель свободных наук и искусств позволяет адекватно противостоять современным вызовам. В качестве примера он привел пандемию COVID-19, когда многие процессы изменили форматы. «Меняются стандарты поведения, привычки, экономические модели. Это требует внедрения еще большего числа инноваций, а инновации создаются людьми», — пояснил он.
Олег Смолин:
«Начнем с конца. Чтобы Россия совершила рывок в экономике, науке и бизнесе, нужен принципиально иной курс в экономической политике. Этот курс я бы определил тремя позициями: новая индустриализация, более справедливое распределение национального дохода и вложения в человеческий потенциал. Думаю, что без этого, какие бы новые программы в высшем образовании мы ни вводили, экономический рывок России не обеспечить.
Теперь что касается программ свободных искусств и наук. Фактически речь идет о том, чтобы дать человеку общее высшее образование, по аналогии с общим средним, но, скажем так, слегка профилированное – либо в сторону естественных, либо в сторону общественных наук. У этой идеи есть некоторые плюсы. Например, отсутствие узкой специализации, когда специализация происходит позже. Но есть и минусы. Прежде всего это большое количество жизненного времени, которое тратится фактически на продолжение школьного образования. А вот профессиональное высшее образование, ориентированное на определенные профессии, значительно экономит человеку жизненное время.
Думаю, максимум, на что могла бы пойти Россия, — и кстати, на эту тему буквально только принят законопроект, — это на некоторое расширение специализации, т.е. на такое образование, которое будет позволять человеку иметь группу специальностей. Ну например, несколько специальностей в области высокий технологий, или в области биологии. Плюс я думаю, что было бы полезно открывать специальности на стыке наук, скажем, в сфере биофизики, физической химии, и т.п, потому что именно на этих стыках делаются открытия.
А программы свободных искусств и наук, на мой взгляд, вряд ли позволят России осуществить экономический прорыв. Думаю, что для экономического прорыва России нужны прежде всего инженеры, педагоги, медицинские работники, специалисты в области сельского хозяйства и работники культуры. Согласно современным представлениям, вложения в человеческий капитал являются самыми эффективными, которые может позволить себе государство.
Ко всему этому я хотел бы только добавить, что невозможно решить проблемы российского образования, если оставить нынешний нищенский уровень его финансирования. Кстати, это признавал и сам Кудрин. Напоминаю, что любая страна модернизировалась только при условии, если на образование тратилось не менее 7% от валового внутреннего продукта. В России сейчас на образование выделяется чуть больше 3,5% от ВВП. Поэтому у нас сформировался кадровый кризис в школе, и поэтому у нас существуют серьезные проблемы с кадрами в вузах.»