Идеальная школа

8 апреля принял участие в заседании коллегии Министерства просвещения России. Одна из тем – образ идеальной школы, которую почему-то объединили с вопросом о едином образовательном пространстве. Но, на мой взгляд, это разное.

Идеальная школа – та, которая формирует личность. И это значит, что это школа, где нет бюрократии. Я рассказал историю о том, как мой любимый учитель по литературе на уроках читал нам отрывки из русской классики, но не просто читал, а комментировал и вкладывал в них себя. Спросил современного учителя литературы о том, как сегодня методика оценила б этот урок. Ответили, что как провальный. А это есть самые ценные уроки, которые учитель может  дать ученику.

Что касается единого образовательного пространства, то я напомнил, что неоднократно вносил законопроекты, направленные на то, чтоб в федеральных государственных стандартах были не только требования к структуре образовательных программ, к условиям образовательной деятельности, к уровню подготовки выпускников, но  и к содержанию образования. До сих пор все эти предложения были отклонены. Без этого, на мой взгляд, единое образовательное пространство невозможно.

Но это ещё не всё. Напомнил, что, по данным Комитета Госудмы по бюджету, разница в уровне производства ВВП между регионами отличается в 12 раз, а уровень обеспеченности отличается в 3 раза, по данным председателя Госдумы Вячеслава Володина, эта разница с каждым годом растёт. Возможно ли обеспечить равные образовательные возможности в стране, когда такое высокое финансовое неравенство у регионов?

Например, разница в зарплатах учителей в 4,5 раза, а некоторые говорят, что в 7.

Министр Сергей Кравцов, что деньги в образовании есть, но они неправильно делятся внутри системы, а также в самих школах. Министерство скоро предложит методики правильного передела.

Очень хотелось бы согласиться, но я убежден, что в российском образовании вдвое не хватает денег для модернизации. Сегодня тратится около 3,5 % от ВВП, а для модернизации необходимо 7%.