Как решить проблему кадрового дефицита? Школа государственная или муниципальная

В Государственной думе при принятии законопроекта о единых образовательных программах обсуждали решение проблемы дефицита педагогических кадров. Председатель Госдумы Вячеслав Володин предположил, что этот вопрос можно решить за счёт перевода финансирования школ с муниципалитетов на регионы.

Необходимо кое-что подчеркнуть в рамках этой идеи: и сейчас все учебные расходы школы, включая заработную плату учителей, оплачивается из региональных бюджетов. Местные бюджеты оплачивают коммунальные и другие расходы школы, которые не связаны с образованием.

При этом финансов не хватает ни у первых, ни у вторых. Если просто перевести школы на баланс региональных властей, то денег в школе может и прибавится, поскольку у субъектов федерации их больше, чем у муниципалитетов, но есть явные риски, которые перечеркнут все плюсы:

1) Во-первых, до главы районной администрации близко, а до министра образования области – далеко. И не очень понятно, как министр образования может решать экстренные проблемы школы. Например, отключение тепла, обрушение кровли и т.д.

2) Во-вторых, риск связан с опытом перевода на региональный баланс медицинских учреждений. Выяснилось, что скорость закрытия больниц и фапов при этом повысилась, поскольку местные администрации и советы депутатов были больше заинтересованы в сохранении амбулаторий и фапов на своей территории, чем региональные.

Ключевая проблема в данном случае проявляется в том, что нужно пополнить бюджеты субъектов федерации из федерального бюджета для того, чтоб увеличить возможность регионов финансировать социальные нужды. Без этого, перемещением школ с одного баланса на другой, проблему не решить.

Мы понимаем ситуацию, в которой оказалась Россия. Министр финансов Антон Силуанов подчеркивал, что бюджет на ближайшие годы будет самым сложным для него. Но при этом я хочу напомнить, что образование остаётся важным фактором для развития страны, успешного импортозамещения и восстановления промышленности. Это принципиальный вопрос для нас сейчас. В период Великой Отечественной войны с 1943 года нередко педагогов мужчин возвращали с фронта, чтоб обеспечить в школах мужское воспитание. Это пример понимания важности образования для будущего страны.

В ближайшее время мы увидим бюджет и его приоритеты.