Образовательный неуспех в России – следствие высокого уровня экономического неравенства

Экономическая неуспешность, или бедность, начинается с образовательной неуспешности на уровне школы, то есть отставания от школьной программы, заявил «Известиям» во время Петербургского экономического форума (ПМЭФ) ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов.

Он пояснил, что условно в каждом классе не успевают по программе около 30% школьников. «Ведь что означает доля неуспевающих в школе в 20–30%? Что детей выпустят с плохим знанием математики или русского языка, что трансформируется уже в экономическую неуспешность, в необходимость для общества в той или иной степени этих своих граждан содержать — за счет доходов от успешных работников», — приводит слова Кузьминова РБК.

Он уточнил, что среднемировой уровень образовательной неуспешности — 25%. Такой уровень зафиксирован, например, в Бразилии и Индии, однако ректор ВШЭ подчеркивает, что в этих странах традиционно высокая безработица и они трудоизбыточны.

«Для России же, где 10% рынка труда закрыты мигрантами, образно говоря, каждый активный гражданин на счету. Нам надо срочно начинать системную работу в этом направлении, — отметил он. — В европейских странах, особенно в Скандинавии, неуспешность свели к 10%. России нельзя отставать».

Кузьминов считает, что проблему образовательной неуспешности в какой-то мере могли бы решить «выравнивающие» гранты тем школам, которые работают с большим количеством детей, чьи семьи находятся в сложной экономической ситуации.

Мнение Олега Смолина:

«Я думаю, что Ярослав Иванович прав, но как всегда прав очень частично. Начну с того, откуда берется образовательная неуспешность в российской школе. Дело в том, что Россия, увы, стала страной контрастов. С одной стороны, у нас есть школы, в которых ребят готовят весьма успешно. С другой стороны, появляется все большее количество школ-гетто, в которых концентрируются дети мигрантов, дети людей с низкими доходами, и т.д., и т.д.

Причем, на образовательной неуспешности прямо сказывается уровень социального неравенства. Семьи с высокими доходами тратят на образование своих детей в 5 раз больше, чем семьи с невысокими доходами. Прежде всего, у хорошо обеспеченных есть возможность нанимать репетиторов. Подготовиться к ЕГЭ без репетиторов крайне сложно, если вообще возможно. Более 70% всех детей и до 100% детей в Москве и Питере готовятся к ЕГЭ с репетиторами. То есть, экономическое положение семьи прямо сказывается на возможности получения высшего образования. Таким образом, Кузьминов говорит про образовательную неуспешность, забывая, что она постоянно связана с высоким уровнем экономического неравенства. Это первое.

Второе. Экономическая неуспешность связана отнюдь не только с образовательной неуспешностью. Ну например, вы успешно закончили университет как учитель, или даже как инженер, вы приходите на работу, и получаете зарплату в 15-20 тысяч рублей. Это что? Это экономическая неуспешность, которая прямо не связана с вашей образовательной неуспешностью. Это связано прямо с неправильной государственной политикой. Мы в свое время ругали Советский Союз за то, что там высоко квалифицированный труд низко оплачивался. Ну так по сравнению с Советским Союзом сегодня ситуация у нас резко ухудшилась! По данным Минпросвещения, озвученным на его коллегии, разница в оплате труда учителей по регионам России составляет у нас сегодня 7 раз. И каким бы успешным вы ни были учеником и студентом педагогического вуза, начинающий учитель все равно получает нищенскую заработную плату.

Поэтому повторю: доля правды в том, о чем говорит Ярослав Кузьминов, есть. Но еще гораздо важнее то, что в России образовательный неуспех, — это следствие высокого уровня экономического неравенства и неравенства образовательных возможностей.»

Источник