Разноскоростное образование. По следам форума социальных инноваций

В Омске завершился Международный форум «ИННОСИБ-2023», который состоялся на территории нашего региона уже 12-й раз.

Выступая с приветственным словом я отметил идею разноскоростного образования, которая была предложена мной более 20 лет назад на парламентских слушаниях, где министр образования Владимир Филиппов ратовал за 12-летнее школьное образование, а Борис Немцов (тогда лидер СПС) выступал против.

На мой взгляд, длительность школьного образования может и должна зависеть от уровня подготовки ученика. Приведу несколько примеров:

— в Москве некоторые первые классы заранее набирают детей, которые уже умеют читать, писать и считать, и программу четырех лет проходят за три. Думаю, что такая экономия школьного времени и денег не идёт во вред.

— в школе Щетинина была отменена школьно-урочная система. Старшие дети учили младших тому, чему научились сами и нередко делали это успешнее педагогов, поскольку объясняли это понятнее. В итоге большинство детей осваивало школьную программу к 15 годам. Понятно, что на все школы это не распространить, но опыт интересный.

— в Омске профессор Николин имеет опыт обучения старшеклассников, когда за 2 года осваивается программа 9,10 и 11 классов. При этом дети успешно сдают нелюбимый мной ЕГЭ и поступают в вуз.

Если бы эти практики распространились, то наше образование бы выиграло.