Развитие электронного образования в России

6 декабря в Российской академии образования в рамках «Года науки» состоялась международная научно-практическая конференция по развитию наук об образовании.

Олег Смолин обратил внимание на одну из острейших проблем – соотношение цифрового и «живого» обучения.

Он привел данные опросов специального центра при Министерстве здравоохранения в отношении дистанционного образования в школе, а также опросов Министерства высшего образования и науки в отношении дистанционного обучения студентов.

Опросы показали, что 93% родителей «против» дистанционного образования в школе, при этом 21% старшеклассников – за.

20% студентов выступают целиком за дистанционный формат, 50% за смешенное обучение, остальные за классический формат «живого» образования.

По данным Минздрава, у 84% (опрошено 30 000 человек) всех детей отмечены те или иные проблемы с психикой. У студентов этот же показатель составил примерно 75%.

Вывод в том, что в школе электронное обучение и дистанционное образование должно применяться дозировано и осторожно, в высшем образовании наряду с классическими университетами следует открыть дорогу и для университетов электронных, как это сделано во всех странах-конкурентах России.

Поскольку у нас до пандемии это направление искусственно тормозилось, страна ежегодно теряла большое количество талантливой молодежи, которая обучалась на иностранных площадках, являющимися фактически кадровыми агентствами крупных компаний. Зарубежное дистанционное образование работает на развитие человеческого потенциала иностранных государств за счет России, Индии и т.д.

Альтернативой не может быть отказ от электронных университетов, их нужно создавать, чтоб они могли конкурировать.