Сначала нужно избавиться от ЕГЭ, а уже потом учить финансовой грамотности в школах

С 1 сентября 2022 года учащимся первых и пятых классов российских школ в обязательном порядке начнут преподавать «элементы финансовой грамотности»; по согласованию с родителями это может произойти уже в нынешнем году, говорится в сообщении Банка России.

В ЦБ пояснили, что обязательное преподавание финансовой грамотности с 1-го по 9-й класс закреплено в разработанных при участии регулятора новых федеральных государственных стандартах начального и основного общего образования.

При этом речь идет об изучении «элементов финансовой грамотности» на уроках математики, географии и обществознания.

«Часть математических заданий будет посвящена расчету цен товаров, стоимости покупок и услуг, налогов, а уроки географии дадут определения качества жизни человека, семьи и финансового благополучия», — цитирует РБК сообщении ЦБ.

В Банке России пояснили, что детям с первого класса будут прививать навыки безопасного совершения финансовых операций через интернет, а также учить анализировать доходы и расходы семьи, составлять личный финансовый план. Школьникам постарше расскажут, как оценивать риски предпринимательской деятельности и избегать разных видов финансового мошенничества. Кроме того, их научат самостоятельно составлять и заполнять некоторые документы — заявления, обращения, декларации, доверенности.

Между тем, по мнению заслуженного учителя РФ, доктора педагогических наук Евгения Ямбурга, нововведения, касающиеся уроков финансовой грамотности в российских школах, обречены на провал.

«Нет ничего глупее и безобразнее, чем экстенсивное развитие образования. Понимаете, проблем огромное количество: плохо с семьёй — давайте введём раздельные уроки психологии, этики, психологии семейной жизни, плохо с экологией — давайте введём раздельные уроки экологии, плохо с финансовой грамотностью — давайте введём финансовую грамотность, а ещё есть проблема раздельного сбора мусора», — сказал Ямбург в беседе с Лайфом.

По его словам, обучение финграмотности можно интегрировать в другие предметы — например, в уроки обществознания, однако остаётся вопрос, как в программу вписать новую дисциплину.
«У меня вопрос: «за счёт чего?» Русский язык сократить или математику. Голова ребёнка — это не котёл, который можно заполнять как угодно», — заявляет учитель.

Олег Смолин:

«Думаю, что я скорее согласен с Ямбургом, чем с Центробанком. Да, финансовая грамотность, как и любая другая грамотность, — вещь полезная. Но для этого совершенно не нужно вводить отдельные предметы. И я не очень понимаю, зачем финансовая грамотность с 1-го класса. У нас многие дети считать не умеют нормально, а нам предлагают рассказывать о финансовой грамотности в 1-м классе!

Во-вторых, я полагаю, для того, чтобы не стать жертвами финансовых мошенников, достаточно знать очень немногое. Жертвами финансовых мошенников люди, как правило, становятся не потому, что они финансово неграмотны, а потому, что их одолевает жадность, или другие эмоции. Детям, чтобы не стать жертвами мошенников, достаточно понимать: если вам сулят слишком высокие доходы, то почти наверняка обманут. Если вам обещают бесплатный сыр, то знайте, что он бывает только в мышеловке.

Что же касается навыков ведения бизнеса, то с моей точки зрения это скорее программа профессионального образования, чем общего школьного. Если все-таки вводить финансовую грамотность, то во-первых, в старших классах, во-вторых – не в виде отдельного предмета, а в виде урока или материала в рамках других предметов. Это могут быть обществознание, или экономика, если она выделяется отдельно. Соответствующие расчеты могут быть в рамках математики, или даже арифметики. В конце концов, бывают и литературные произведения, которые более-менее формируют финансовую грамотность. Ну например, у Пушкина Евгений Онегин был «…глубокий эконом, то есть умел судить о том, как государство богатеет, и чем живет, и почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет». А вот отец «понять его не мог и земли отдавал в залог». Не потому, что отец был неграмотный, а потому, что отец был жадный и расточительный.

Поэтому финансовой грамотности, как и другим полезным навыкам, нужно учить, но не за счет базовых предметов, а в рамках практической ориентации уже имеющегося материала.»

Источник