Налоговый манёвр и рост цен

23 марта в Государственной думе прошёл правительственный час с участием заместителя председателя Правительства Александром Новаком.

Один из центральных вопросов, который поднимали депутаты – налоговый манёвр и связанный с ним рост цен на нефтепродукты и горюче-смазочные материалы(ГСМ).

Напомним, что суть налогового маневра, который Правительство России проводит с 2019 года, состоит в следующем: для нефтяных компаний снижаются экспортные пошлины, но при этом повышаются налоги на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В следующем году пошлины должны опуститься до 0%.

При такой политике внутренние цены на бензин и нефтепродукты неизбежно должны расти, а компаниям выгодней продавать нефть и нефтепродукты за рубеж, а не увеличивать поставки на внутренний рынок.

При этом Александр Новак успокаивал депутатов двумя аргументами:

Первый. Правительство не допускает роста цен на нефть и нефтепродукты выше официальной инфляции. В прошлом году она составила 8,4% (фактически значительно больше), в этом, по прогнозу Центрального Банка, ожидается 20%. Нетрудно понять, что цена бензина и ГСМ представлена в каждой булке хлеба, литре молока и других товарах ежедневного пользования россиян. Если б правительство хотело, чтоб в России цены росли медленнее, то ему следовало б заморозить или резко ограничить повышение цен на энергоносители.

Второй. Вредные последствия налогового маневра преодолеваются путем обратного акциза. Это означает, что для того, чтоб цены внутри страны не росли быстрыми темпами, Правительство платит нефтяным компаниям компенсацию за то, что они могли б получить в виде прибыли, если б вывозили на внешний рынок нефтепродукты и нефть, которая остаётся в России.

Получается, что Правительство одной рукой провоцирует рост цен, а другой пытается их снизить.

Возникает вопрос, зачем же тогда проводить налоговый маневр?

Александр Новак ответил откровенно, что без налогового манёвра нам пришлось бы продавать нефть по заниженным ценам соседним государствам. То есть ради того, чтоб не субсидировать белорусскую экономику, не помогать нашему последнему хоть и шаткому союзнику «батьке» Лукашенко, Правительство производит все эти экономические кульбиты и отказываться от них, увы, не собирается.

Российские цены – система ниппель, цена на нефть растёт, растут цены на бензин и ГСМ, цена на нефть падает, цены на бензин и ГСМ остаются на прежнем высоком уровне. Думаю, что вред от налогового маневра сравним с санкциями недружественных нам государств.