О социально-экономическом положении работников образования, здравоохранения и культуры

Официальный бланк Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ

Депутату Государственной Думы РФ, заместителю председателя Комитета по образованию О.Н. Смолину

Уважаемый Олег Николаевич!

Совет Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ на своём расширенном заседании постановлением от 28 октября 2010 года принял Заявление «О социально-экономическом положении работников образования, здравоохранения и культуры».

Требования профсоюзов-членов Ассоциации, изложенные в Заявлении, направлены Председателю Государственной Думы Б.В. Грызлову и переданы при личной встрече Заместителю Государственной Думы Н.В. Герасимовой, Председателю комитета по труду и социальной политике Государственной Думы А.К. Исаеву и Первому заместителю руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной Думе В.В. Рязанскому.

Просим Вас, Олег Николаевич, ознакомиться с текстом Заявления и оказать личное содействие решению поставленных в нем проблем при утверждении Государственной Думой проекта федерального бюджета на 2011 год.

С уважением, Президент Совета Ассоциации,
председатель Профсоюза работников здравоохранения РФ
М.М. Кузьменко
Председатель Профсоюза работников народного
образования и науки РФ Г.И. Меркулова
Председатель Российского профсоюза работников культуры


ЗАЯВЛЕНИЕ

Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации «О социально-экономическом положении работников образования, здравоохранения и культуры»

28 октября 2010 года г. Москва

Мы, участники расширенного заседания Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ, представляющие интересы более 8 миллионов работников образования, здравоохранения, культуры, заявляем, что Правительством Российской Федерации игнорируются предложения общероссийских профсоюзов образования, здравоохранения, культуры по формированию действенной системы государственных гарантий в части оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений, по внесению изменений в Трудовой кодекс РФ в целях определения и конкретизации понятия минимального размера оплаты труда.

В Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год» не внесены изменения, как было рекомендовано Правительству РФ Государственной Думой, позволяющие осуществить индексацию заработной платы работников федеральных бюджетных учреждений, а также повысить уровень стипендиального обеспечения студентов.

Правительством РФ и региональной властью в абсолютном большинстве субъектов РФ продемонстрировано намерение «заморозить» заработную плату работников бюджетных учреждений уже в течение двух лет.

Введение новых систем оплаты труда во многих регионах не решило проблему реального повышения уровня оплаты труда всех работников государственных и муниципальных учреждений в сфере образования, здравоохранения и культуры.

Решать задачу резкого повышения минимального размера оплаты труда (МРОТ) было предусмотрено властными структурами всех уровней преимущественно без дополнительного увеличения фондов оплаты труда в бюджетной сфере.

В результате резко сократилась дифференциация в оплате труда специалистов с высоким уровнем квалификации и работников, к квалификации которых предъявляются самые минимальные требования.

Поэтому главная задача введения новых систем оплаты труда – стимулирование качественно, эффективно и творчески работающих учителей, воспитателей, преподавателей, врачей, медсестер, библиотекарей, работников культурно-просветительных учреждений – не выполнена.

Уровень оплаты труда работников образования, здравоохранения и культуры остается по-прежнему несоизмеримо низким по сравнению с социальной значимостью, сложностью и ответственностью их труда. По данным Росстата, на апрель 2010 года ниже прожиточного минимума заработную плату получают 17,6% работников в здравоохранении, 23,3% – в образовании и 25,4% – в сфере отдыха, развлечений, культуры и спорта.

По данным Росстата, на апрель 2010 года заработная плата примерно 70% работников в сфере образования, здравоохранения и культуры ниже или не превышает значения среднемесячной начисленной номинальной заработной платы по соответствующему виду деятельности. Сложившаяся неоправданная и необоснованная дифференциация в оплате труда основного персонала и административно-управленческого персонала реально влияет на формирование средних показателей заработной платы по учреждению, конкретному виду деятельности.

Предложенный в Бюджетном послании Президента РФ порядок индексации фондов оплаты труда в 2011 году (с июня – на 6,5%), который заложен и в проекте федерального бюджета на следующий год, не позволит фактически обеспечить предусмотренное Трудовым кодексом РФ необходимое повышение реального содержания заработной платы за весь период (2009-2011 годы) после последнего повышения фондов оплаты труда в федеральных бюджетных учреждениях.

В проекте федерального бюджета, в основных направлениях бюджетной политики, а также в направлениях основных социальных параметров прогноза социально-экономического развития на планируемый период 2012-2013 годов индексация заработной платы (фондов оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений вообще не предусмотрена.

Важно отметить, что в этот период не предусмотрено и повышение уровня стипендиального обеспечения обучающихся в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.

Участники расширенного заседания Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации настаивают на реализации следующих требований:

1. В целях реального повышения социального и профессионального статуса педагогических, медицинских работников, работников культуры, обеспечения их права на достойный труд в условиях, отвечающих современным требованиям; повышения уровня устанавливаемых для них социальных гарантий:

1.1. Обеспечить проведение индексации заработной платы работников федеральных бюджетных учреждений в 2010 году и предусмотреть бюджетные ассигнования в федеральном бюджете на 2011-2013 годы на проведение ежегодной индексации заработной платы в размере не ниже реального уровня инфляции.

1.2. Принять меры по оказанию дополнительной финансовой поддержки бюджетов субъектов РФ из федерального бюджета для успешной реализации мер по повышению реального содержания заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений в субъектах РФ в 2010 году и в последующие 2011-2013 годы.

1.3. Предусмотреть в методике определения расчетно-нормативных затрат на реализацию государственных заданий на предоставление населению государственных услуг в сфере образования, здравоохранения и культуры реальные механизмы индексации фондов оплаты труда в бюджетных и автономных учреждениях при реализации Федерального закона от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ.

1.4. Внести изменения в Трудовой кодекс РФ в целях определения и конкретизации понятия минимального размера оплаты труда с тем, чтобы оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников учреждений бюджетной сферы устанавливались на уровне не ниже утверждаемого федеральным законом минимального размера оплаты труда.

1.5. Утвердить единые размеры базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников образования, здравоохранения, культуры.

1.6. Предусмотреть конкретные меры по поэтапному увеличению доли тарифа (постоянной части) в структуре заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений в сфере образования, здравоохранения и культуры.

2. Принять меры для повышения уровня стипендиального обеспечения студентов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в 2010 году и ежегодно в последующие 3 года.

3. Сохранить в полном объеме предоставленные работникам социальные гарантии по оплате пособий в случае утраты ими трудоспособности.

Принято на расширенном заседании Совета
Ассоциации Профсоюзов работников непроизводственной сферы
Российской Федерации