О ситуации, сложившейся в учреждениях образования Омской области в связи с введением МРОТ и отраслевой системы оплаты труда

Записка председателя Федерации омских профсоюзов

Переход на отраслевую систему оплаты труда (ОСОТ), наряду с введением нормативного подушевого финансирования (НПФ), являются одними из основных направлений модернизации образования в стране.

ОСОТ призвана обеспечить дифференциацию в оплате труда, более эффективное материальное стимулирование каждого работника в зависимости от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда в максимальной привязке к конечному результату.

Специалисты ТОО ФОП и обкома Профсоюза работников образования и науки в феврале – марте 2009 года изучили ситуацию по оплате труда в комитетах по образованию семи муниципальных районов, 15 школах, 2 гимназиях, лицее и 3 дошкольных образовательных учреждениях г. Омска.

Введение нового МРОТ (4330), переход на ОСОТ после 01.01.2009 года осуществлялся в основном без увеличения установленного учреждениям образования на 2008–2009 учебный год ФОТ.

Корректировка ФОТ произошла в связи с введением с 01.01.2009 г. НПФ у некоторых в большую сторону, у значительной части в меньшую (в пределах 3–10% ФОТ).

Для изыскания средств для доплаты низкооплачиваемым работникам и подготовки к введению ОСОТ учреждения образования провели оптимизацию численности персонала путем сокращения численности, сокращения учебных часов. При оптимизации численности в Тюкалинском районе сокращено 120 человек, Называевском – 102 человека. Очень настораживает сокращение «электриков и сторожей. Только в этих двух районах сокращено 8 электриков, 39 сторожей. В школах Тюкалинского района за счет школьного и регионального компонентов сокращено 770 учебных часов, в том числе 176 часов в начальных школах, 189 часов в основных школах, 405 часов в средних школах г. Омска.

В школах 9, 78, 162, 134, 118, гимназии 88, 12, лицей 64 практически отменена внеклассная и кружковая работа, другие формы содействия раскрытию творческого потенциала детей. Сокращено количество образовательных программ школьного компонента:

школа 134 – на 2516 часов,

школа 118 – на 1548 часов,

гимназия 88 – на 1080 часов.

Подобная практика отмечается практически во всех проверенных школах.

По состоянию на 14.03.09 г. в школах 77, 9, 78, 162, 134, 118, гимназиях 88, 12, лицее 64 сокращены ставки: преподавателя ОБЖ – 1,5, кружковой работы – 12,25, социальный педагог – 3,5, вожатый – 8, библиотекарь – 1,5, технические работники – 36,1.

Особенно тревожная ситуация в оплате труда и соблюдении трудовых прав работников при введении нового МРОТ складывается в детских дошкольных учреждениях. Здесь доплата до 4330 руб. с 1 января 2009 года осуществляется, как правило, за счет надтарифного фонда учреждения, что приводит к снижению оплаты труда воспитателей и педагогов дополнительного образования, и практически к нивелированию уровня их оплаты с техническим и вспомогательным персоналом.

В Знаменском муниципальном районе 84 работника дошкольных образовательных учреждений (60% численного состава) получают зарплату на уровне минимального размера оплаты труда. Средняя заработная плата в детсадах снизилась с 4535 в ноябре до 4265 рублей в январе, в том числе административно-управленческого аппарата – на 612 рублей (7%), воспитателей – на 1702 рубля (23%).

Ситуация может усугубиться и в связи с тем, что в детских садах, да и практически во всех образовательных учреждениях при установлении заработной платы в структуру минимальной заработной платы вошли доплаты за расширение зоны обслуживания, доплаты за работу по другой профессии, доплаты за условия труда, отклоняющиеся от нормальных. Возникли новые должности не предусмотренные ЕТКС. Появились профессии: сторож с обязанностями дворника, кастелянша с обязанностями уборщика помещений, подсобный по кухне с обязанностями вечернего помощника воспитателя.

Во всех образовательных учреждениях в размер минимальной заработной платы вошли доплаты за работу во вредных условиях труда. При таком подходе компенсационные выплаты за особые условия труда устанавливаются работодателем в целях вознаграждения за определенный труд, а не в целях компенсирования неблагоприятного воздействия особых условий труда на здоровье работника, что противоречит правовым нормам.

В нарушение Постановления Минтруда России от 10.11.1992 года № 31, по должности «уборщица» изменены в сторону увеличения объемы убираемой площади на ставку заработной платы и в нарушение Трудового законодательства работники при этом переведены на неполный рабочий день (школа 118, гимназия 88).

Полагаем, что устранение допущенных нарушений трудового законодательства потребует дополнительных финансовых средств. В детских садах № 351, № 77, как и в других, где изучалось состояние по оплате труда, на это может уйти оставшаяся сейчас часть надтарифного фонда, что еще в большей мере усложнит предстоящий переход на ОСОТ.

Изучение вопроса перехода на ОСОТ в образовательных учреждениях в условиях недостаточности финансовых ресурсов и введения нового МРОТ показывает, что заявленные принципы ОСОТ, как правило, остаются нереализованными.

Вместо усиления зависимости ставок и окладов от квалификации работников и сложности выполняемых работ вводится уравниловка основного персонала в установлении окладов.

Ни в одном из учреждений, где побывали специалисты, учителям не установлен рекомендуемый нормативными документами оклад – 4000 рублей, в школах он составляет – 3600 руб., в гимназиях – 3760 рублей.

Не возросли при переходе на ОСОТ и стимулирующие выплаты. В Исилькульском муниципальном районе 18 дошкольных образовательных учреждений перешли на отраслевую систему оплаты труда. Несмотря на проведение оптимизации штатного расписания (из 326 штатных единиц осталось 301), произошло перераспределение составляющих фонда оплаты труда, при этом стимулирующей части определено только 2%. По федеральным нормативным документам на эти цели к 2010 году должны направляться не менее 30% объема выделяемых средств. При нынешней ситуации с учетом расходов на надбавки обслуживающему персоналу наблюдается противоположная тенденция – доля средств на реальное стимулирование высококвалифицированного труда не растет, а уменьшается.

В школе № 36 при системе оплаты труда на основе ETC стимулирующее и компенсационные выплаты составили 25%, при эксперименте – 35%, то при ОСОТ только 9,3%.

В гимназии № 150 стимулирующая, составляющая в структуре зарплата педагогов после перехода на ОСОТ уменьшилась на 17%. Здесь не выплачиваются даже рекомендуемые надбавки за стаж работы.

В фондах оплаты труда не предусмотрены средства на оплату труда за обучение учащихся на дому, (а они в 5 раз больше, чем на обычного ученика), замещение временно отсутствующих работников, на увеличение оплаты труда педагогов, аттестованных в течение финансового года на более высокую квалификационную категорию, на обеспечение льгот работникам, совмещающим работу с обучением, командировочные расходы, связанные с повышением квалификации и другие. Данные расходы производятся за счет стимулирующей части фонда и снижают возможности поощрения активной деятельности педагогов по развитию системы образования, за эффективный и качественный труд.

В основу финансирования образовательных учреждений положен норматив расходов в расчете на одного обучающегося, установленный Законом Омской области от 14 декабря 2007 года № 991-ОЗ. Однако, предусмотренные им индексы-дефляторы на 2008 г. – 1.092 и 2009 – 1.028 далеко не полностью учитывают происшедшие изменения в структуре затрат, в том числе повышения МРОТ с 01.09.08 г. до 2300 руб. и с 01.01.2009 г. – до 4330, что негативно отразилось на общем финансировании учреждений образования.

Все это влечет за собой снижение заработной платы учителей, как при введении МРОТ – 4330, так и при переходе на ОСОТ.

Так, в школе 36 с 1 января 2009 года 15 учителей стали получать з/плату меньше, при том же объеме работ, за счет уменьшения доплат за проверку тетрадей в 2,5 раза, за классное руководство с 10% до 5%, за отмену доплат за заведование кабинетом. И это в середине учебного года?

В школе 162 среднемесячная заработная плата учителя в 2008 году составляла 8657 рублей, за два месяца 2009 года – 8141 рубль.

У учителя химии гимназии № 88 Романенко Натальи Васильевны с 1 апреля резко упала оплата труда, в связи с переходом гимназии на ОСОТ.

Это как раз тот работник, чей труд должна стимулировать ОСОТ – более 30 лет стажа, учитель высшей категории, обладатель премии Сороса, отмечена Грамотой Министерства образования за призера российской олимпиады и т.д.

Однако потери в зарплате – почти 3 тыс. рублей или на 1/3, в том числе по причинам отмены или уменьшения оплаты за обучение на дому, классное руководство, заведование кабинетом, проверку тетрадей, вредные условия труда и т.д.

Предлагаемая система при установлении тарифов и надбавок, компенсационных и стимулирующих выплат адекватно не смогла учесть ее значимые трудовые достижения и не отреагировала в соответствующих составляющих.

В заключение некоторые предварительные итоги введения нового МРОТ, начавшегося перехода на НОСОТ. Положительно надо отметить:

1. Происходит повышение зарплаты вспомогательного персонала, на основе новой государственной гарантии в оплате труда, но при условии ликвидации нарушений в вопросах нормирования труда.

2. Увеличение оплаты труда управленческого персонала даже при коэффициенте менее 3.

Вместе с тем:

1. Снижение государственных гарантий в оплате труда основных работников – в связи с отсутствием базовых окладов. Для них государственной гарантией выступает сегодня только МРОТ.

2. ОСОТ не является действенным стимулятором качественного труда пока не способствует существенному повышению заработной платы основных категорий работников. В условиях отсутствия дополнительного финансирования приводит к снижению дифференциации в оплате квалифицированного и неквалифицированного труда.

3. Нормативно-подушевое финансирование, напрямую зависящее от финансового состояния региона, без наличия регулирующих мер со стороны государства ведет к усилению дифференциации между регионами в оплате труда работников образования, а отсюда и уровня подготовки выпускников, разрыву единого образовательного пространства страны.

4. Не могут не волновать общественность такая оптимизация учебных планов, влекущая сокращение учебных часов школьного и регионального компонентов, сокращение продолжительности работы детских дошкольных учреждений.

Возникают также вопросы:

– не скажется ли отсутствие в штатных расписаниях школ социальных педагогов, педагогов-психологов, вожатых на качестве воспитания социально активной личности;

– не отразится ли негативно снижение числа факультетов, кружков на реализации творческих способностей детей, результатах участия талантливой молодежи в различных конкурсах и олимпиадах;

5. Не вызывает сомнение, что в учреждениях образования создается социальная напряженность в связи с недостаточностью финансовых средств на оплату труда по обеспечению минимального размера оплаты – 4330 рублей и введение отраслевой системы оплаты труда.

Одними мерами по оптимизации эту проблему не решишь!

Чтобы обеспечить минимальный размер оплаты труда и стимулировать развитие системы образования, качество труда, не ухудшить положение работников, о чем изначально было заявлено при разработке новой системы оплаты труда – одной из основной составляющей модернизации образования области, необходимо увеличить финансовое наполнение образовательных программ. Нужно дополнительное финансирование.

Председатель ТОО ФОП В.С. Якубович