Решение расширенного заседания комиссии Общественной палаты Алтайского края по образованию, культуре и делам молодёжи
27 января 2011 года состоялось расширенное заседание комиссии Общественной палаты Алтайского края по образованию, культуре и делам молодёжи. В заседании приняли участие члены Общественной палаты Алтайского края, члены Экспертного Совета Общественной палаты Алтайского края, ректоры и преподаватели высших учебных заведений, директора школ, представители Управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи и краевой организации профсоюза работников образования и науки.
Участники заседания обсудили проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и проект стандарта общего образования.
В ходе анализа законопроекта «Об образовании в Российской Федерации» участники заседания выразили следующие мнения: предложенная концепция не имеет направленности на решение стратегической задачи – поднять уровень качества образования и его доступность. Концепция законопроекта основывается на фиксации сложившейся ситуации в правовом регулировании общественных отношений, возникающих в сфере образования, и ориентирована на преемственность в регулировании в области образования. Но при отсутствии ряда подходов, которые должны законодательно обозначить стратегию развития образования в новых социально-экономических условиях, предложенная концепция ухудшает существующее положение и не определяет действенных механизмов наступательного развития системы образования.
В законопроекте не нашли должного отражения положения международных актов в сфере образования, в том числе содержащих требования по обеспечению единого образовательного пространства, Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века и ряда других документов.
Много вопросов возникает по определению понятий, представленных в законопроекте, а именно, замена понятия «образовательное учреждение» на «образовательную организацию». Последнее (образовательная организация) в силу своих лексических особенностей неадекватно в полной мере тем институтам, которые оно отражает (вузы, школы, колледжи).
Определение понятий воспитания дано в законопроекте как «специально организуемой в системе образования деятельности», в то время как в современной научной литературе воспитание рассматривается как неотъемлемая часть образования наряду с обучением. Обучение и воспитание – две стороны единого процесса – образования, но в приведённом определении такое толкование не содержится. Неясно и неубедительно определяется и само понятие «образование». В тексте законопроекта оно определяется как «общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения… совокупность приоритетных знаний, умений, навыков, ценностных установок и так далее». Почему благо – непонятно. Двусмысленно определяется образовательная деятельность, непонятно определение образовательных программ, образовательных стандартов, образовательной услуги, профессионального обучения. Считаем, что содержание главы I «Общие положения» (ст. 1,2) должно подвергнуться экспертизе со стороны научного сообщества – какого-либо исследовательского института РАО, а ст. 3 «Основные принципы правового регулирования отношений в сфере образования» – научно-исследовательского юридического института. Считаем, что от точности и правильности определений понятий, их формулировок зависит последующая интерпретация закона.
Участники заседания также указали на недостаток законопроекта (ст. 5), связанный с соотношением норм законодательства в области образования с нормами других отраслей законодательства, прежде всего гражданского, бюджетного, налогового, трудового.
Другим значительным недостатком законопроекта является неурегулированность и ограниченность социального и профессионального статуса педагогических работников и других участников образовательного процесса. Причину этого видим в существующем порядке разграничения полномочий уровнями власти и отсутствием минимальных государственных стандартов в социальной сфере, а это в свою очередь ведёт к затруднению единого регулирования этих вопросов и обеспечению реализации соответствующих положений Конституции РФ.
Членами Экспертного совета Общественной палаты Алтайского края и другими участниками заседания было высказано более 20 замечаний, дополнений и предложений по изменению ряда статей законопроекта. (Приложение № 1).
Вниманию участников заседания был предложен анализ альтернативного законопроекта, разработанного движением «Образование – для всех» под редакцией Смолина О.Н., заместителя председателя комитета Государственной Думы по образованию, профессора, д.ф.н., члена – корреспондента РАО, председателя общественного движения «Образование – для всех». Участники заседания пришли к выводу, что альтернативный законопроект значительно расширяет права человека в области образования, повышает уровень финансовой и социальной поддержки образовательной системы и всех участников образовательного процесса. Если законопроект Министерства предполагает консервацию современной образовательной политики, а значит и понижение интеллектуального и человеческого потенциала страны, то альтернативный проект предполагает действительную модернизацию образования, способную стать базой для научно-технического прорыва и движения России вперёд.
Обсуждая новые стандарты общего образования, эксперты дали оценку уже утверждённым и апробируемым стандартам начального общего образования, заслушали мнение директоров школ и выразили позитивное отношение к направленности данных стандартов на получение не только знаний, но и умения учиться. Отмечена хорошая организация подготовки к повсеместному введению нового Госстандарта в образовательные учреждения Алтайского края.
Вместе с тем, при обсуждении проекта стандарта общего образования (для старших классов), участники заседания пришли к единодушному выводу – проект стандарта требует основательной доработки. Участниками заседания были поддержаны выводы и претензии участников Всероссийского сетевого Педсовета, отражённые в Открытом письме против утверждения проекта стандарта общего образования.
Обсудив проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и проект государственного образовательного стандарта общего образования, участники расширенного заседания комиссии Общественной палаты Алтайского края по образованию, культуре и делам молодёжи сделали вывод, что в случае принятия вышеназванных проектов качество и доступность образования будут значительно снижены и решили:
1. Считать принятие Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» в предлагаемой редакции Министерства образования неприемлемым.
2. Потребовать от Министерства образования и науки Российской Федерации:
- доработать законопроект «Об образовании в Российской Федерации» с учётом всех высказанных замечаний, предложений и дополнений (приложение № 1);
- при доработке законопроекта рассмотреть альтернативный законопроект, разработанный общественным движением «Образование – для всех» под редакцией О.Н. Смолина, заместителя председателя комитета Государственной Думы по образованию, профессора, д.ф.н., члена – корреспондента РАО, председателя общественного движения «Образование – для всех» (приложение № 2);
- поддержать Открытое письмо Всероссийского сетевого Педсовета против утверждения проекта стандарта общего образования (для старших классов), а именно:
признать качество подготовки стандарта неудовлетворительным и потребовать его доработки;
остановить процедуру принятия стандарта общего (основного и среднего (полного) образования до момента выработки приемлемой процедуры, обеспечивающей утверждение только профессионально подготовленных и прошедших профессиональную и общественную экспертизу стандартов;
новые проекты стандартов общего образования разработать на основе двухэтапного конкурса: конкурса концепций и конкурса проектов стандартов образования (обоснование претензий – приложение № 3).
Довести содержание данного Решения до сведения членов Общественной палаты Российской Федерации, Общественной палаты Алтайского края, родительской и педагогической общественности Алтайского края.
Направить Решение расширенного заседания Комиссии Общественной палаты Алтайского края по образованию, культуре и делам молодёжи в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, в Министерство образования и науки Российской Федерации.