Протокол совещания по вопросу рассмотрения проекта комплексного плана мероприятий по улучшению экологической обстановки и снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в г. Омске

Москва, 29 октября 2018 г.

I. О рассмотрении проекта комплексного плана мероприятий по улучшению экологической обстановки и снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в г. Омске в части перевода ТЭЦ г. Омска на природный газ

ОБСУДИЛИ:

Разработанный правительством Омской области совместно с Минприроды России и Росприроднадзором проект комплексного плана мероприятий по улучшению экологической обстановки и снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в г. Омске (далее — комплексный план) в части мероприятий, отнесенных к разделу № 2 «Теплоэнергетика».
Одним из мероприятий комплексного плана предусмотрен перевод топливосжигающего оборудования Омской ТЭЦ-4 и Омской ТЭЦ-5 АО «ТГК-11» на сжигание природного газа с целью обеспечения снижения негативного воздействия на атмосферный воздух.

ОТМЕТИЛИ:

  1. Позицию правительства Омской области о необходимости реконструкции Омской ТЭЦ-4 и Омской ТЭЦ-5 АО «ТГК-11» путем их перевода на использование природного газа в качестве основного вида топлива вместо угля в целях снижения совокупного выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух в г. Омске.
    отмечено, что основным видом топлива, использующимся на Омской ТЭЦ-4 и Омской ТЭЦ-5, является экибастузский каменный уголь, обладающий высокой зольностью. При этом в 2017 г. суммарно выбросы вредных (загрязняющих) веществ в г. Омске составили 250,8 тыс. т, в том числе 87,1 тыс. т -от автомобильного транспорта, 163,1 тыс. т — от стационарных источников, из них 90,8 тыс. т — от АО «ТГК-11». Таким образом, доля выбросов вредных (загрязняющих) веществ АО «ТГК-11» в общем объеме выбросов составляет 36,2 %.
    Вместе с тем, согласно расчетам правительства Омской области, реконструкция Омской ТЭЦ-4 и Омской ТЭЦ-5 путем их перевода на использование природного газа в качестве основного вида топлива вместо угля позволит обеспечить снижение выбросов вредных (загрязняющих) веществ на 34,9 тыс. т (21,4 % от суммарного объема выбросов вредных (загрязняющих) веществ стационарными источниками).
    Альтернативные мероприятия по реконструкции ТЭЦ АО «ТГК-11», например, предложенное ПАО «Интер РАО» мероприятие по техническому перевооружению указанных ТЭС с установкой гибридных фильтров, приведет к снижению выбросов вредных (загрязняющих) веществ на 13,8 % от суммарного объема выбросов вредных (загрязняющих) веществ стационарными источниками (на 22,5 тыс. т.). В этом случае, поставленная Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее — Указ № 204) задача в части снижения на 20 % совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в городе Омске в рамках исполнения комплексного плана решена не будет.
    Кроме того, было отмечено, что мероприятие по переводу Омской ТЭЦ-4 и Омской ТЭЦ-5 на использование природного газа в качестве основного вида топлива позволит решить проблему накопления и хранения золошлаковых отходов (далее — ЗШО), которые образуются в объеме от 1,4 до 1,7 млн т ежегодно. В настоящее время накоплено 73 млн т ЗШО, при этом золоотвалы данных ТЭЦ расположены в 100 м от р. Иртыш, являющейся федеральным водным объектом. Соответственно, нештатные ситуации на дамбе золоотвала могут привести к техногенной катастрофе федерального масштаба. Вместе с тем было отмечено, что, начиная с 2015 года, количество использованного объема накопленного ЗШО падает.
  2. Росприроднадзором было подтверждено наличие статуса повышенного уровня загрязнения атмосферного воздуха в 2016 году по г. Омску (превышение в размере 11 ПДК по формальдегиду), а также была отмечена высокая социальная активность населения (более 500 обращений граждан в Центральный аппарат Росприроднадзора) и негативное воздействие на атмосферный воздух других предприятий на территории г. Омска и Омской области. Основными загрязнителями атмосферного воздуха, в том числе по формальдегиду, выступают предприятия нефтеперерабатывающей промышленности. Указанными предприятиями подготовлены мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду с эффектом снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на 30-34 тыс. тонн.
    Росприроднадзор подтвердил, что в период 2015-2017 гг. со стороны Омской ТЭЦ-4 и Омской ТЭЦ-5 АО «ТГК-11» не было нарушений в части превышения утвержденного норматива выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
    Кроме того, Росприроднадзором был отмечен высокий уровень валовых выбросов вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух на территории г. Омска (выше, чем в г. Челябинск).
    Также Росприроднадзор подтвердил, что исполнение Указа № 204 должно осуществляться в соответствии с требованиями действующего законодательства. Его реализация должна осуществляться путем планомерного снижения выбросов всеми источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в г. Омске, а не за счет одного крупного промышленного предприятия.
  3. Позицию РЭК Омской области о непроработанности мероприятия по реконструкции Омской ТЭЦ-4 и Омской ТЭЦ-5 АО «ТГК-11» путем их перевода на использование природного газа в качестве основного вида топлива.
    отмечено, что в настоящее время на территории Омской области стоимость угля составляет 1100 руб./тнт, стоимость природного газа -4200 руб./тыс.м3 (данная стоимость учтена на 2019 год). Таким образом, даже учитывая двукратное преимущество теплоты сгорания природного газа, топливная составляющая только по данному параметру составляет порядка 60 % прироста в тарифе. Увеличение в указанном размере топливной составляющей приведет к росту тарифа на тепловую энергию для населения примерно на 30 %. Данный рост тарифа на тепловую энергию приведет к убыткам бюджета региона порядка 1,2-1,5 млрд рублей.
    РЭК Омской области было отмечено, что существующее в электроэнергетическом секторе перекрестное субсидирование должно быть нивелировано к 2022 году. Если это не будет осуществлено, то рост тарифа на тепловую энергию для конечного потребителя составит дополнительно 30 % (без учета перевода Омской ТЭЦ-4 и Омской ТЭЦ-5 на сжигание природного газа), если к данному росту добавится отмена перекрестного субсидирования, — последствия будут существенно более негативными. Кроме того, если не будет роста цен (тарифов) для населения и потребителей в 2019 году, то Омская область обязана будет компенсировать дотацию предприятию из регионального бюджета в размере порядка 0,5 млрд. руб. ежегодно. При этом бюджет Омской области является дефицитным. В случае реализации мероприятия по переводу Омской ТЭЦ-4 и Омской ТЭЦ-5 на сжигание природного газа данная выплата может составить 2 млрд руб. за счет роста топливной составляющей.
  4. Позицию ФАС России в части влияния реализации мероприятия по переводу топливосжигающего оборудования Омской ТЭЦ-4 и Омской ТЭЦ-5 на сжигание природного газа на цену электрической энергии, поставляемой по регулируемым договорам (далее — РД).
    от 2018 года (в случае, если в 2019 году будет осуществляться сжигание природного газа) рост тарифа на электрическую энергию по регулируемым договорам для Омской ТЭЦ-4 составит 57 %, для Омской ТЭЦ-5 — 96 %. При этом максимальный рост НВВ на Омской ТЭЦ-5 составит 261 млн руб. Если данный прост распределить на 5 летний период, — рост тарифа на электрическую энергию в среднем составит 20 % без учета индексации.
  5. Позицию АО «ТГК-1«Т в части реализации Обществом природоохранных мероприятий, направленных на снижение выбросов вредных (загрязняющих) веществ Омской ТЭЦ-4 и Омской ТЭЦ-5.
    По оценкам АО «ТГК-11» мероприятие по реконструкции газоочистного оборудования Омской ТЭЦ-4 (6 котлоагрегатов) и Омской ТЭЦ-5 (8 котлоагрегатов) с установкой гибридных фильтров позволит обеспечить требуемое снижение выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на более, чем 20 % от уровня 2017 года.
    Вместе с тем фактический объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух АО «ТГК-11» в 2017 г. составил 90,2 тыс. т (утвержденный норматив объема выбросов загрязняющих веществ в указанном периоде составляет 125,8 тыс. т). При этом АО «ТГК-11» за последние 5 лет направило на реконструкцию системы очистки дымовых газов 1,3 млрд руб. капитальных вложений.
    Общество подтвердило, что на АО «ТГК-11» приходится более 50 % выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от общего
    объема выбросов от стационарных источников г. Омска. Вместе с тем было отмечено, что остальные выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух г. Омска осуществляются предприятиями нефтеперерабатывающей промышленности.
    отмечено, что при проработке комплексного плана с правительством Омской области обсуждалось два альтернативных мероприятия:
    1) реконструкция Омской ТЭЦ-4 и Омской ТЭЦ-5 путем перевода топливосжигающего оборудования на сжигание природного газа – инициатива правительства Омской области;
    2) реконструкция газоочистного оборудования — инициатива АО «ТГК-11».
    согласно оценке АО «ТГК-11», капитальные затраты на реконструкцию Омской ТЭЦ-4 и Омской ТЭЦ-5 путем перевода на сжигание природного газа в качестве основного вида топлива вместо угля могут составить от 5,4 млрд руб. (при условии, что резервным топливом будет являться уголь, что по мнению Минэнерго России технически нереализуемо) до 7,4 млрд руб. (при условии, что резервным топливом будет являться мазут), в то время как на мероприятия по реконструкции газоочистного оборудования Омской ТЭЦ-4 (6 котлоагрегатов) и Омской ТЭЦ-5 (8 котлоагрегатов) с установкой гибридных фильтров со снижением выбросов вредных (загрязняющих) веществ на 22,52 тыс. т требуется 5,88 млрд руб.
    Согласно оценке АО «ТГК-11», при полном переводе ТЭС на сжигание природного газа рост тарифа на тепловую энергию для потребителей составит порядка 25-30 %, что в свою очередь потребует компенсацию льготного тарифа для населения порядка 1,1 млрд руб., при этом за коммунальные платежи бюджеты всех уровней будут вынуждены доплачивать порядка 200 млн рублей.
    согласно укрупненным расчетам АО «ТГК-11», перевод на сжигание природного газа Омской ТЭЦ-4 и Омской ТЭЦ-5, находящихся во второй ценовой зоне, где цены на электрическую энергию формируют в основном ГЭС, приведет к ежегодному убытку при реализации электрической энергии АО «ТГК-11» в размере около 1,6 млрд руб.
    отмечено, что реализация мероприятия по реконструкции газоочистного оборудования должна быть осуществлена за счет бюджетных средств, поскольку источник для реализации указанного мероприятия у Общества отсутствует. Объем амортизационных отчислений составляет 1,4 млрд руб., который будучи в полном объеме направлен на реализацию рассматриваемого мероприятия не позволит Обществу осуществлять работы по модернизации основного электрического и тепломеханического оборудования.
    предложение, с которым выступает АО «ТГК-11», заключается в том, чтобы предусмотреть в комплексном плане финансирование мероприятий по реконструкции газоочистного оборудования с установкой гибридных фильтров с коэффициентом полезного действия 99,9% за счет бюджетных источников, со сроком реализации мероприятия, начиная с 2019 года с окончанием в 2025.
    АО «ТГК-11» сообщило, что надежность и безопасность работы золоотвалов Омской ТЭЦ-4 и Омской ТЭЦ-5 подтверждена проверками, запас остаточных емкостей для Омской ТЭЦ-5 составляет около 15 лет при текущем объеме выработки электрической энергии, для Омской ТЭЦ-4 — до 23 лет.
  6. Позицию ПАО «Интер РАО» (акционер АО «ТГК-11»)
    АО «ТГК-11» существующей необходимой валовой выручки недостаточно для того, чтобы провести мероприятия по переводу ТЭЦ г. Омска на сжигание природного газа.
    перевод ТЭЦ г. Омска на природный газ во второй ценовой зоне приведет к убыточности Общества, как в регулируемом, так и в нерегулируемых секторах экономики, что в свою очередь приведет к банкротству Общества и необходимости решения как технических (строительство замещающей тепловой мощности — котельных), так социальных последствий закрытия ТЭЦ для города.
    Предлагаемый АО «ТГК-11» комплекс мероприятий по установке системы гибридных электрофильтров позволит достичь снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на величину более 20% от уровня 2017 г. по ТЭЦ г. Омска
    Общество неоднократно направляло предложения правительству Омской области по использованию ЗШО в дорожном строительстве, однако данные предложения не нашли поддержки со стороны органов исполнительной власти региона.
  7. Позицию Минэнерго России в части непроработанности вопросов реконструкции Омской ТЭЦ-4 и Омской ТЭЦ-5 путем перевода на сжигание природного газа вместо угля в отраслевых схемах и программах развития города Омска и Омской области (данные мероприятия отсутствуют в схеме теплоснабжения г. Омска, Схеме и программе развития ЕЭС России, схеме и программе развития электроэнергетики Омской области), отсутствия проведения правительством Омской области оценки социальных и экономических последствий как для региона в целом, так и города Омска в частности (источники финансирования мероприятий, тарифные последствия, последствия для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, последствия для субъектов малого и среднего предпринимательства, промышленных потребителей, обеспечение тепловой энергией потребителей, компенсационные мероприятия и т.д.).

  1. РЕШИЛИ: Принимая во внимание существенные негативные последствия для населения и приравненных к ним потребителей электрической и тепловой энергии г. Омска, Минэнерго России не поддерживается реконструкция Омской ТЭЦ-4 и Омской ТЭЦ-5 АО «ТГК-11» в части их перевода на использование природного газа в качестве основного вида топлива вместо угля в целях снижения совокупного выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух в городе Омске.