Моё мнение о послании Президента

В послании Президента Федеральному собранию хочу отметить три сюжета:

1) СВО и социальная защита её участников.

2) Экономика.

3) Социальная политика.

Для меня, как для человека, который занимается вопросами социальной сферы, в первом сюжете наиболее знаковыми показались две вещи:

— то, чего в послании не было, но многие говорили об этом – объявление всеобщей мобилизации и военного положения.

— создание специального фонда поддержки семей погибших военнослужащих и ветеранов СВО. Добавлю, что группа экспертов, включая депутатов Госдумы, обсуждает вопрос о параллельном создании фонда поддержки всех тех, кто стал инвалидом во время военных действий на Украине.

Что касается экономики, то Президент не произнёс ключевых слов о новой индустриализации, но по смыслу выступление было именно об этом. Например, призывы покончить с сырьевой экономикой, создать высокотехнологичное производство и внедрить меры поддержки таких предприятий. Впрочем, оценить насколько это позволит преодолеть многолетнюю стагнацию российской экономики сейчас невозможно. Нужны оценки экспертов, а также важно посмотреть на реальные действия, которые будут предприняты.

Что касается социальной политики, то отмечу три позиции:

повышение минимальной зарплаты. В середине прошлого года на 10%, в начале этого года на 6,3% и в начале следующего года еще на 10%. Если в этом году инфляция будет такой, как обещает нам ЦБ и Минфин, то это означает, что МРОТ будет более или менее успевать за официальным ростом цен. При этом мы все понимаем, что, как правило, цены на продовольствие растут быстрее, чем средний рост цен. Есть людям хочется всегда и эту потребность невозможно отложить на завтра.

ремонт школ будет на регулярной основе. Напомню, что предыдущее поручение Президента от 2014 года состояло в том, чтоб к 2020 году перевести на односменный режим начальную и старшую школу, а к 2025 году основную (5-9 класс). Увы, но Министерство финансов тогда полностью провалило, принятую Правительством специальную дорожную карту финансирования строительства новых школ. По словам Президента, сейчас повсеместно поставлена «значимая цель», построить больше 1300 школ. Из их уже 850 построено, а в 2023 году откроют ещё 400 новых школ.

Но это не закрывает потребность в учебных местах. И если новых школ будет строиться гораздо меньше, чем планировалось изначально, то надо поддерживать существующие. В этом смысле предложение ежегодно выделять средства на капремонт школьных зданий должно быть поддержано.

Президент очень определенно высказался про высшее образование. Напомню историю вопроса: в апреле прошлого года группа депутатов от фракции КПРФ внесла подготовленный мной законопроект о возвращении в большей степени к подготовке специалистов (вместо бакалавров). В июне после моего выступления председатель Госдумы Вячеслав Володин назначил большие парламентские слушания на тему высшего образования в России. 27 июня они прошли. Большинство ректоров, учёных, политиков, выступающих на слушаниях, поддержали нашу позицию.

Однако в результате внутренней борьбы в Правительстве и Администрации президента были приняты половинчатые рекомендации этих слушаний. Главное положение в принятом документе – Правительство должно обратить внимание на разные вопросы, связанные с высшим образованием.

Выступая в Госдуме, я позволил себе сказать, что Правительство – не девушка, чтоб обращать внимание, а мы не можем никак проверить, обратили ли чиновники внимание или нет. Документ получился пустым.

Теперь президент высказался вполне определенно и очень близко к тому, что предлагало научное и образовательное сообщество, включая меня, 27 июня. А именно:

— большинство студентов будут учить по программам специалитета от 4 до 6 лет;

— при необходимости можно будет продолжить образование в магистратуре. То есть существующая система не ломается, а перестраивается;

— все, кто начинал учёбу по существующим программам, смогут её завершить;

— все, кто получал диплом, в частности бакалавров, сохранят возможность трудоустройства в полном объёме;

— аспирантура будет выделена в отдельный уровень образования. Смысл будет не в обучении, а в научной работе, подготовке диссертации.

Повторю, что это очень близко к тому, что требовали мы и предлагали включить в рекомендации парламентских слушаний. Не знаю, как реагировал на это экс-министр образования, а сегодня помощник президента Андрей Фурсенко, при котором принудительно вводилась Болонская система, но, видимо, в данном случае необходимость подготовки квалифицированных специалистов взяла вверх над чистой идеологической проболонской позицией.