В новой Госдуме увеличилось число комитетов и начальников

12 октября состоялось первое пленарное заседание Госдумы VIII cозыва. В новом парламенте число комитетов увеличилось с 26 до 32. Комитет по образованию и науке теперь разделен на два – комитет по науке и высшему образованию и комитет по просвещению.

– Официальные основания для разделения комитета по образованию и науке заключаются в том, что Государственная дума, согласно поправкам в Конституцию РФ, получила право утверждать министров.

Поэтому считается, что один комитет будет работать с министром просвещения, другой – с министром высшего образования и науки и рекомендовать или не рекомендовать их для утверждения.

Хотя это потребуется, по моим прогнозам, не раньше 2024 года.

Комитет по науке и высшему образованию возглавляет юрист, депутат от «Справедливой России – За правду» Сергей Кабышев, комитет по просвещению – член «Единой России» Ольга Казакова, в прошлом учитель, в Думе седьмого созыва – первый зампред комитета по культуре.
Экс-председатель комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов перешел в комитет по международным делам.

В новый состав комитета по просвещению из медийных персон вошел публицист и телеведущий Анатолий Вассерман.

Одна из его идей, озвученных во время избирательной кампании, заключалась в том, чтобы сократить школьное образование с 11 до 8 лет. Если бы все работали по методике Михаила Щетинина, это было бы вполне реально осуществить, но в условиях массовой школы это невыполнимо.
С моей точки зрения, в нынешней Госдуме слишком много комитетов и начальников. Когда в комитете по образованию и науке Госдумы седьмого созыва было два первых зама, один из которых отвечал за науку, а другой за образование, это было логично и понятно.

Сейчас в составе комитета по науке и высшему образованию, куда делегирован я, всего девять человек, из них – один председатель, четыре первых заместителя и два заместителя, и только два рядовых члена. Не думаю, что качество и эффективность работы от этого возрастут.

Напомню, что нас ожидает большой объем работы. Только от фракции КПРФ внесено несколько законопроектов, в том числе об отмене понятия «образовательная услуга», о статусе педагогического работника, о переводе ЕГЭ в добровольный формат и многие другие.
Мы понимаем, что шансов на проведение этих законопроектов немного, но общественное мнение меняется. Например, в последнее время против ЕГЭ активно высказывались известные деятели «Единой России», включая Петра Толстого.

За исключение понятия «образовательная услуга» из Закона «Об образовании в РФ» выступил и президент Владимир Путин на заседании президиума Госсовета 25 августа.

Поэтому в какой-то редакции, полностью или частично, наши законопроекты будут приниматься, потому что в противном случае кадровый кризис в образовании неизбежен и снижение его качества – тоже.

Особой и очень ответственной частью работы Госдумы станет обсуждение проекта федерального бюджета на 2022–2024 годы.

Хочу заметить, что бюджет 2021 года с учетом цен сокращался: из 71 добавленного миллиарда 59 уходили на финансирование школьных завтраков для учащихся начальной школы, а оставшиеся 12 миллиардов никак не покрывали затраты на собственно образовательные программы.
В бюджете 2022 года рост расходов на образование составляет 12%, и это не так мало, но при этом расходы на дошкольное образование сокращаются практически на 60% (с 43 млрд до 19 млрд рублей), фактически не растут расходы на дополнительное образование, зато на 98% увеличиваются расходы на молодежную политику. По-видимому, считается, что за счет массовых мероприятий можно отвлечь молодежь от оппозиционных настроений.

У меня это вызывает серьезные сомнения.

Тему бюджета я планирую продолжить в своих следующих статьях.

Источник