Тема: О мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации, по повышению качества и конкурентоспособности образовательных услуг.
О нормативном регулировании государственной итоговой аттестации выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений и приема в образовательные учреждения профессионального образования.
Информация министра образования и науки Российской Федерации Андрея Александровича Фурсенко.
Председательствующий. Переходим к процедуре обсуждения. Фракция КПРФ, выступает депутат Смолин.
Смолин О.Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Пользуясь случаем я сегодня хочу обратиться напрямую публично к министру образования и науки.
Уважаемый Андрей Александрович! Вы – доктор физматнаук, я – доктор философский, вот и давайте поговорим на двух языках: на языке цифр и на языке смыслов.
Начну с данных «Левада-центра». Опросили людей, спрашивали: сейчас учат лучше или хуже, чем раньше? Учат лучше: 2000 год – 23%, 2006-й – 18%, меньше. Учат хуже: 2000 год – 33%, 2006-й – 43%.
Дальше «Левада-центр» перестал спрашивать, видимо, из жалости к министерству образования и науки. А вот президент Российской Федерации прямо сказал, спустя пять лет вашего министерства, что с передовых позиций в образовании мы уже откатились. Может быть, пора задуматься над системными ошибками?
Один из самых острых вопросов текущего года – это вопрос о едином государственном экзамене. Здесь есть два сценария.
Первый сценарий – планка будет установлена высоко, тогда, по оценкам Виктора Александровича Болотова, вице-президента Российской академии образования, 15% детей не получат аттестатов. Вместо них – «волчьи билеты». Это более 100 тысяч человек.
Вторая версия – пожалев детей, Рособрнадзор установит задним числом низкий проходной балл по принципу – три пишем, два в уме – и тогда детей будет несчастных меньше, но сама идея ЕГЭ будет полностью дискредитирована, чего она, впрочем, на мой взгляд, и заслуживает.
Кстати, мы приветствуем решение по тому, что шесть категорий граждан смогут поступать в вузы вне ЕГЭ, как я приветствую ваше сегодняшнее заявление по поводу шахмат.
По нашим оценкам 30% всех будет поступать вне ЕГЭ, осталось сделать один шаг. Это шаг добровольности единого государственного экзамена. В этом случае и «волки и овцы» будут довольны.
Кстати, одобрительно относятся к ЕГЭ, по данным фонда «Общественное мнение», 18%, против него – 36%. Согласны с обязательным ЕГЭ 11%. С добровольным ЕГЭ согласны 54%. А среди людей с высшим образованием – 70%. Но вы их почему-то не слышите.
А теперь о смыслах. Литературная газета сообщила, что, выступая на форуме «Селигер», вы критиковали советскую систему образования, которая призывала создавать творцов и говорили о том, что нужно готовить, взрастить потребителя, который может правильно использовать достижения и технологии, разработанные другими.
Если газета вас исказила, критикуйте газету, но вы регулярно с тех пор критикуете творческую педагогику и выступаете за нетворческую.
Вот, например, в журнале «Итоги» вы говорите о том, что рабочий на конвейере не должен рассуждать, он должен делать то, чему его научили, а мы всё продолжаем рассуждать.
Андрей Александрович, вы понимаете, что при такой критике творческой педагогики мы воспитаем народ аля «задорновские тупые американцы»?
Именно «задорновские», потому что настоящие американцы намного умнее и поэтому у них экономика инновационная.
И, кстати, в этом мы отчасти уже преуспели. Вот данные всероссийского опроса ВЦИОМ за 2007 год: 28% населения России полагают, что Солнце – это спутник Земли, они живут в докоперниковскую эпоху; 33% полагают, что достаточно прокипятить радиоактивное молоко, чтобы радиоактивность исчезла. Поскольку вы не любите общественное мнение, оно не любит вас. В последние два года вы не просто входите в тройку самых непопулярных министров, но занимаете в этом рейтинге последнее место по популярности.
Перехожу к выводам.
Первое. 15 мая Верховный Суд по приказу номер 362 не знаю, какое решение примет, но законные основания ЕГЭ сомнительны, поскольку у нас нет законом установленных образовательных стандартов. Приказ министра образования от 5 марта 2004 года не соответствует новому закону и, по решению Верховного суда, не является нормативным документом.
Второе. После 11 марта мы передаём в Конституционный суд обращение, подписанное 57-ю депутатами от фракции КПРФ и 35-ю депутатами от фракции «Справедливая Россия».
Третье. Андрей Александрович, я вам предлагаю дуэль, даже не одну, а сразу две, интеллектуальные. Я вас приглашаю в одну из газет, например, в «Московский комсомолец», чтобы вместе сдать единый госэкзамен по русскому языку – государственному языку Российской Федерации. Это лучший из всех экзаменов, который мы с вами можем сдать.
Я предлагаю вам в прямом эфире, например, в передаче «Эхо Москвы» «Клинч», поскольку «К барьеру» вы уже закрыли, или в любом другом издании, выступить со своей аргументацией, и пусть народ вынесет суждение.
Уважаемые коллеги! Я вас поздравляю с Победой, и будем помнить, что Отечественную войну выиграл без всякого ЕГЭ советский учитель, воспитав поколение, о которое разбилась крупповская сталь.
Спасибо. (Аплодисменты).