В программе «Дебаты» на телеканале Россия состоялась показательная дискуссия между двумя депутатами, можно сказать экспертами в области образования: Олегом Смолиным от думской фракции КПРФ и Николаем Булаевым, представляющем в Думе правящую партию. В центре внимания – образовательные стандарты и законопроект об образовании.
Всякий раз, когда слушаешь кого-то из «Единой России», диву даёшься: и рожь-то у нас колосится, и школы на селе и в маленьких посёлках закрываются исключительно «по многочисленным просьбам трудящихся», и денег из федерального бюджета не жалеют образованию – отмеряют тем же ковшом, что и олигархам с банкирами. Невольно задаёшься вопросом, а об одной ли стране мы говорим?
Николай Булаев окончил Рязанский государственный педагогический институт по специальности учитель физики и математики, работал учителем, заместителем директора средней школы, заведующим отделом райисполкома. С 1999 года – депутат Госдумы, заместитель председателя Комитета по информационной политике, член Постоянной комиссии по борьбе с коррупцией в Государственной Думе третьего созыва, председатель Комитета Государственной Думы четвёртого созыва по образованию и науке и член фракции «Единая Россия». С 4 октября 2007 года — руководитель Федерального агентства по образованию. Ныне – член Комитета по науке и наукоёмким технологиям, доктор педагогических наук, профессор. Но даже человек с таким послужным списком и жизненным опытом вынужден был, видимо, нарушить партийную дисциплину и честно признать: предлагаемые к принятию документы изложены «не очень русским языком и разобраться простому смертному, что там написано, очень сложно».
Олег Николаевич коротко изложил четыре фундаментальные претензии к проекту федерального стандарта, который, во-первых, разрушает единое образовательное пространство страны, во-вторых, не предполагает выделения достаточного количества денег из федерального бюджета на его реализацию, в-третьих, ориентируя ученика на выбор изучаемого предмета из определённого блока, он на самом деле сужает этот выбор и, наконец, в четвёртых, реализовать предложенный стандарт в обычной российской школе технически не представляется возможным.
Комментируя высказывание своего оппонента по поводу жёсткой ответственности губернаторов за реализацию новых образовательных реформ, Смолин вспомнил выступление премьера Путина с отчётом перед парламентариями, когда на замечание по поводу того, что нормативы финансирования образования в разных регионах различаются примерно в 10 раз, существенно отличается заработная плата учителей, что создаёт неодинаковые образовательные возможности для учащихся, Владимир Владимирович с обезоруживающей откровенностью ответил: «Что касается региональных бюджетников, то давайте не будем забывать, что мы, всё-таки, ответственность, которая лежит на регионах, не должны на себя полностью забирать, иначе там работать не будут. А по поводу того, что там денег не хватает: денег всегда не хватает, вопрос в выборе приоритетов, что важнее – построить какой-нибудь сарай и спилить там 20-30 процентов на строительстве, либо деньги отдать учителям и врачам». Комментарии, как говорится, излишни.