Почему в перечне учебников, рекомендованных к изданию в этом году, не оказалось пособий из программ Занкова, «Школа 2100» и некоторых других?
Изначально Министерство образования и наук РФ ставило правильную задачу: повысить качество учебников. Но в процессе того, как эта задача решалась, произошла подмена тезисов. Вместо того чтобы повышать качество учебников, стали сокращать любой ценой их количество. Под нож попал целый ряд действительно хороших учебников, в том числе относящихся к так называемым развивающим.
Сделано это было самым странным образом. Сначала ужесточили экспертизу. Однако эксперты пропустили многие развивающие программы, в том числе Занкова. Тогда уже по формальным признакам отказались включать в перечень учебники ряда программ. В результате получили судебные иски от издательств, и в настоящее время идут судебные процессы.
Я дважды выступал на заседаниях научно-методического совета Министерства образования и науки, где призывал министра образования Дмитрия Ливанова пересмотреть рекомендованный к печатанию перечень учебников в соответствии с принципом качества, как ведомство заявляло первоначально. Если ставили задачу повышать качество учебников, то, как можно отказывать в праве издавать учебники исключительно по формально-бюрократическим основаниям? — обращался я к министру. Не помогло. Теперь одна надежда осталась — на суды.
Также хотел бы заметить, что министерство юстиции дало разъяснение по поводу вето Министерства образования и науки на издание учебников ряда развивающих программ. В ответ на наш запрос Минюст пояснил, что приказ Минобрнауки РФ о перечне учебников, разрешенных к изданию в нынешнем году, не зарегистрирован, а значит, не является обязательным для исполнения. Он носит только рекомендательный характер. Так что школы, выбравшие в свое время развивающие программы обучения детей — Занкова, «Школа 2100» и другие, могут продолжать их реализацию на законных основаниях.
Что касается моего личного мнения о развивающих программах, то я, конечно же, по ним не учился. Однако точно знаю, что дети, которые учатся по таким программам, отличаются повышенным уровнем творческих способностей.