Сейчас идет обсуждение о том, чтобы в следующем году отказаться от тестовой части по ряду предметов, заменив их письменными и устными, сообщил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов на пресс-конференции, посвященной итогам экзамена.
Чиновник напомнил, что в 2015 году появилось сочинение, которое школьники пишут для того, чтобы их допустили к основной части Единого госэкзамена, а предмет «математика» разделили на профильный — для тех, кому он нужен для поступления, и базовый. Это, по мнению главы ведомства, себя оправдало — школьники стали относиться к ЕГЭ ответственнее.
ЕГЭ обретает стабильность, уверен Сергей Кравцов. Об этом говорят небольшие изменения по среднему баллу по всем предметам в сравнении с предыдущим годом. Средний тестовый балл увеличился по русскому языку (с 62,5 до 65,9), математике (46,5—50,9) (профильного уровня), физике (с 45,4 до 51,1), химии (55,3—57,1), истории (45,3—47,1), географии (52,9—53), английскому языку (62,8 — 65,9), обществознанию (55,4—58,6) и литературе (53,6—57,1). И уменьшился по информатике (с 57,1 до 54) и биологии (с 54,1 до 53,6).
«Что касается нарушений, то если в 2014 году их было зарегистрировано в районе полутора тысяч, в текущем — 1024», — рассказал Кравцов.
Мнение Олега Смолина:
— Глава моего комитета, депутат Вячеслав Никонов неоднократно говорил, что Единый госэкзамен не учит детей писать, читать и говорить. Я бы добавил, по гуманитарным предметам, в значительной степени — и думать.
Если в математике ЕГЭ сведен к традиционной контрольной с некоторой практической направленностью, то это же нужно сделать и по другим естественно-научным предметам. Что касается гуманитарных, то, конечно, надо бы не только по иностранному языку (что появилось в этом году), но и по всем другим вводить или устный экзамен, или элементы такого экзамена. Тогда волей или неволей детей стали бы снова учить говорить, аргументировать свою точку зрения, читать стихи на экзамене по литературе, показывать свою эрудицию на экзамене по истории и обществознанию.
Школьников долго приучали к тестам, теперь нужно вновь приучать к развитию нормального мышления и к тем навыкам, которые потребуются каждому гражданину, а гуманитарию — в особенности. Мы готовы на такие меры в качестве компромисса. Однако наша основная позиция — добровольность ЕГЭ, то есть возможность выбора между традиционными технологиями и технологиями тестов.
За последние два года честность и объективность ЕГЭ значительно повысилась — это стоит признать. Достигнута она была ценою колоссального напряжения сил, привлечением дополнительных людей. Есть изменения, которые можно было бы оценивать как положительные, но они, на мой взгляд, происходят очень медленно. К ним я отношу появление сочинения в школе. Однако во всем мире тестовые задания являются доступом к творческой работе, у нас, наоборот, сочинение, которое теперь пишут выпускники, — доступом к ЕГЭ.
Литература должна стать обязательным экзаменом и сдаваться либо в форме сочинения, либо в форме устного экзамена, чтобы каждый ученик мог выбрать, что у него лучше получается: писать или говорить и на ЕГЭ показать лучшее, на что он способен. Когда мы сделаем больше вариантов проведения экзамена, нам потребуется намного меньше камер, «глушилок» телефонов и всяких прочих строгостей, которые мы сейчас применяем. Как, например, в этом году можно было не только выбрать одну из двух, но и сдавать обе математики — профильного и базового уровня.
Подготовила Валерия Пименова «Парламентская газета».