Февраль
Во всяком случае это касается учителей
Жить учителям станет труднее, несмотря на повышение зарплаты,
считает Олег СМОЛИН. Он не предсказатель, а первый заместитель председателя
Комитета Государственной Думы по образованию и науке, член-корреспондент
Российской академии образования, доктор философских наук, профессор. Так что
считать умеет.
На четверть ставки Олег Николаевич преподает в Омском
государственном университете. Говорит, что частое общение со
студентами — это тяжелый труд, зато редкое — большое
удовольствие. Точнее, глоток свежего воздуха, которого, похоже, в
Государственной Думе ему не хватает. Вспоминает старую «универовскую» шутку: все
мы стареем, и только студентки третьего курса остаются вечно юными. В парламенте
он в пятый раз. Опыта и квалификации не убавилось, однако возможностей реального
влияния на образовательную политику стало много меньше. По мнению профессора,
именно из-за политического состава парламента. Даже в самом комитете сторонники
демократического социального направления в образовательной политике оказались в
меньшинстве.
Так что жить педагогам в 2005 году легче не станет, считает
Смолин. Во всяком случае, если судить по тем законам и бюджету, которые уже
приняты. Ведь заработную плату надо рассматривать не в абсолютных
размерах — количестве рублей, а в отношении к прожиточному минимуму.
Несложный арифметический расчет дает удручающую картину. В декабре 2001 года
учительскую зарплату повысили на 54 процента. Но беда в том, что
прожиточный минимум, то есть цены на товары первой необходимости выросли на
40 процентов, а по данным профсоюзов — на все 45. Затем в октябре
2003 года зарплату подняли еще на 33 процента. Однако, по данным думского
Комитета по труду и социальной политике, с того времени и по сию пору
прожиточный минимум вырос на 22 процента. Последнее повышение
зарплаты — на 20 процентов — тоже не меняет
кардинальным образом положения бюджетников. И это несмотря на то, что
дополнительные доходы федерального бюджета за последние 5 лет превысили
полтора триллиона рублей. Демократическое меньшинство Комитета по образованию и
науке требовало повысить зарплату педагогов хотя бы на 50 процентов, тем
более что для этого созданы благоприятные финансовые условия. Но…
— Все мои аргументы оказались очередным гласом вопиющего в
пустыне, — говорит Смолин. — Тщетно объяснял я коллегам,
что повышенная на 20 процентов в январе 2005 года зарплата по отношению к
прожиточному минимуму окажется на 2 процента меньше, чем в октябре 2003-го
и на 9, чем в декабре 2001 года. Тщетно приводил данные о финансовых
возможностях страны. Валютные резервы Центробанка превысили 100 миллиардов
долларов, или 3 триллиона рублей, профицит федерального бюджета в прошедшем
году составил почти 500 миллиардов рублей, в следующем запланировано
278 миллиардов. В сумме это почти в 4 раза больше, чем требуется на
повышение в полтора раза зарплаты всей российской интеллигенции. Единственную
слабую надежду подал вице-премьер Александр Жуков, пообещавший вернуться к
вопросу о зарплате по итогам первого полугодия 2005 года и до конца года
повысить ее в разных регионах дополнительно от 10 до 30 процентов.
Правда, подобное мы уже слышали в прошлом. По мнению специалистов, региональные
бюджеты, на которые взвалили ответственность за зарплату бюджетников, будут
слишком напряжены, чтобы выполнить это обещание.
Кроме того, стал другим социальный налог — теперь он, по
словам Смолина, тяжким бременем ложится на бедных. Его снижение с 35 до
26 процентов выгодно «большому бизнесу». А пенсионеры, дети, инвалиды,
студенты, недополучат более 200 миллиардов бюджетных денег.
Новая налоговая шкала является регрессивной: чем больше получаешь,
тем меньший процент отчисляется на социальный налог. Как подсчитал Олег
Николаевич, и с заработка в 5000 рублей, и с доходов в 65 тысяч бюджет
получит примерно по 15,5 тысячи рублей в год. На законном основании богатые
недоплачивают, а бедные — недополучают!
Олег Смолин считает великим принцип социалистов, ставший сейчас
официальным лозунгом ЮНЕСКО: «Образование — для всех!» Чтобы
претворить его в жизнь, нужен целый комплекс мер. По мнению депутата,
необходимо: удвоить государственные расходы на образование, заработную плату
педагогов и студенческие стипендии, в десять раз увеличить расходы на питание
детей, ввести специальные нормативы на обучение малообеспеченных детей,
детей-инвалидов и сирот. По словам Смолина, самым продуктивным периодом
российского образования за последние 20 лет был конец 80-х годов. Свободу
оно тогда уже получило, а деньги еще не отобрали. Ведущие педагоги собирали
большую телеаудиторию, чем деятели шоу-бизнеса.
Идеи Смолина претворяются в жизнь редко, хотя он работает над этим
постоянно. Гордится тем, что удалось: отстоять коммунальные льготы для сельских
педагогов, защитить гарантии права граждан на дошкольное образование,
восстановить в «законных правах» ликвидированную в первом чтении программу
развития образования, сохранить возможность образовательных учреждений и научных
организаций зарабатывать внебюджетные средства и распоряжаться ими, сохранить в
Законе «Об образовании» положение о том, что закрытие малокомплектной сельской
школы возможно только с согласия граждан.
Со дня вступления в должность Смолин предлагает повысить
студенческие стипендии в полтора раза. По его расчетам, современная стипендия по
сравнению с уровнем 15-летней давности в реальных деньгах снизилась: в вузе в
3,5 раза, в среднем профессиональном учебном заведении — в
7 раз, в ПУ — в 10 раз. Повышение стипендий вдвое в сентябре
2003 года покрывало лишь рост прожиточного минимума. Два года подряд Олег
Николаевич просит выделить из федерального бюджета 9 миллиардов рублей на
питание малообеспеченных детей в школах, ПУ и ссузах. После Беслана потребовал
8 миллиардов рублей на программу обеспечения безопасности школ. В Госдуме
под его фамилией значатся еще 80 законопроектов, поправок, предложений,
которые, увы, скорее всего будут отклонены или отложены. — Неплохо бы
депутатам помнить элементарную истину: патриотизм — это естественная
реакция гражданина на заботу о нем государства, — говорит Олег
Смолин. — Посмотрите, что происходит в России. Идет социальная
атомизация — разделение общества на обособленных людей, не связанных
друг с другом. Государство не любит своих граждан, они отвечают
взаимностью — и ему, и друг другу. Отсюда и агрессия, и жестокость
даже по отношению к детям. Наша власть, к сожалению, пытается сплотить общество
насилием — назначениями, приказами, подавлением оппозиции. После
короткого периода «демократии без берегов» политическая свобода все более и
более закручивается административными гайками. Общеизвестно: в российской
политике доминирует отнюдь не парламент, но президент и правительство. При
желании все главы отечественной Конституции, посвященные организации федеральной
власти, можно было бы изложить в двух статьях. Статья первая: президент всегда
прав. Статья вторая: если президент не прав, смотри статью первую. Для того
чтобы какая-либо из политических сил получила возможность реально управлять
страной, она должна иметь либо своего президента, либо две трети депутатов
Госдумы и две трети членов Совета Федерации.
Еще со времен Аристотеля известно, что благополучно то
государство, в котором живут счастливые граждане. Счастливые, как правило, не
богаты и не бедны, а имеют средний уровень достатка. Поэтому объединить страну
можно и нужно с помощью социальной политики. Если бы педагоги стали не богатыми,
нет, они не просят, им это не нужно, а «средними», тогда, наверное, их ученики
смогли бы больше любить Родину…
Елизавета АНГЕЛИНА
Опубликовано: Учительская газета. — 2005. — № 06.