О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

. Государственная Дума

Смолин О.Н. Уважаемые коллеги, мы сегодня обсуждаем юридико-технический закон, который не должен иметь самостоятельного значения для образовательной политики, однако на самом деле здесь есть три варианта.

Вариант первый – он будет просто дублировать то, что уже принято в других законодательных актах.

Вариант второй – мы будем пытаться частично улучшить то, что уже принято.

И вариант третий – мы можем усугубить недостатки принятого закона.

Кстати, на наш взгляд, на каждый шаг вперед в большом законе «Об образовании» приходятся примерно три шага назад. Хотя мы будем, тем не менее, пытаться улучшить сопровождающий закон. Нами уже подано 19 поправок.

Кстати, по поводу бесплатного образования. Николай Иванович, вот без всякой идеологии. Недавно в поликлинике пообщался с молодым массажистом. У него дочь-первоклассница в московской школе. Два факультатива, которые вставлены в обязательную сетку часов в первом классе, по 800 рублей в месяц. Три кружка льготных – по две тысячи рублей в месяц. Если бы захотел ещё четвертый кружок, он бы был уже не льготным, шесть тысяч рублей в месяц. Образование бесплатное, но парень платит за первоклассницу восемь тысяч рублей.

Однако вернемся к предложениям. Одно из немногих достоинств принятого закона – это действительно сетевая или совместная форма реализации образовательных программ. Я хочу поддержать, пользуясь случаем, Общественную палату, и считаю, что при таком порядке нужно облегчить процедуру, в том числе предоставления помещений и других, связанных, так или иначе, с образованием услуг, с тем, чтобы она была упрощена. Без конкурса.

Второе. Очевидный, на мой взгляд, большой недостаток принятого закона – это отступление от светского образования. Религиозные дисциплины переведены из факультативов в элективные курсы в обязательном порядке. Традиционные централизованные конфессии смогут прямо вмешиваться в формирование программ и отбор преподавателей и так далее. Новый законопроект в этом смысле не только воспроизводит эти положения, но идет дальше, я имею в виду так называемые молельные комнаты. Мне представляется, уважаемые коллеги, что это всё путь к повышению конфликтности в наших школах.

Недавно президент Российской Федерации высказывался по поводу хиджабов. Я не уверен, что хиджаб – вопрос сохранения светского образования, а вот обряды в зданиях школьных и других учебных заведений, на мой взгляд, это прямое нарушение светского характера образования, наверняка дело рано или поздно дойдёт до Конституционного Суда.

Поддерживаю предложение тех, кто считает необходимым подобное положение из закона исключить.

Третье. Отсрочка от призыва. Мы предлагаем пойти дальше в связи с тем, что мы от начального профессионального образования отказались и перешли к среднему профессиональному. Мы предлагаем дать возможность получения отсрочки для получения среднего профессионального образования на базе полной средней школы, а не только основной. Нам кажется, что концепция должна быть единой – сначала образование, затем служба. Существующая практика наносит удар по промышленности и вводит неравные возможности для лиц с низкими доходами, которые в основном учат своих детей в учреждениях среднего профессионального образования.

Кстати, и обсуждаемый сейчас активно эксперимент по призыву в рассрочку для тех, кто имеет военные кафедры, нуждается, на наш взгляд, в законодательном оформлении.

Далее три правозащитных сюжета.

Четвёртая позиция – право лиц из числа детей-сирот. Мы предлагаем дать им право на второе среднее профессиональное образование не только по программе квалифицированных рабочих, но и по программе специалистов среднего звена. Напомню, что наша Конституция не говорит, что среднее профессиональное образование может быть получено только один раз, предлагаем соблюсти Конституцию хотя бы в отношении детей-сирот. Аналогичная ситуация в местах лишения свободы, я имею в виду ситуацию, связанную с возможностью получения образования только по программам квалифицированных рабочих.

Пятое. Право на образование лиц в психиатрическом стационаре. Там предполагается, что общее образование они могут получать только до 18 лет. Уважаемые коллеги, к сожалению, у нас довольно много случаев, когда дети сохранным интеллектом попадают в такие стационары, их там ничему не учат. Я сам занимался такой девочкой, её зовут Катя Тимочкина, сюжет попал на центральные каналы. Мы предлагаем продлить возможность получения общего образования в таком стационаре до 23 лет.

Шестое. Право на педагогическую деятельность. У нас очень много обращений в последнее время по поводу недавних изменений в Уголовный кодекс, который Государственная Дума приняла. Видимо, стремясь к лучшей цели, мы несколько перегнули палку. Например, ученики Антона Семёновича Макаренко скорее всего вынуждены были бы сейчас увольняться из наших учебных заведений. Мы предлагаем сохранить запреты на профессии в том, что касается преступлений против половой неприкосновенности, но по остальным составам ограничиться тяжкими и особо тяжкими преступлениями. В конце концов, бывают преступления по неосторожности, как всем известно.

Седьмое. Уважаемые коллеги, налоги. В России, как известно, введено псевдоравенство коммерческих и некоммерческих секторов в отношении налогообложения. И у нас есть государственные вузы, которые платят налогов больше, чем получают денег из бюджета. Мы предлагаем, как минимум, – попытаться в рамках рассмотрения этого закона обеспечить равные условия налогообложения для государственного и негосударственного секторов. Скажем, налоги на имущество и землю для государственных учреждений возвращаются, негосударственные учреждения эти налоги платят в полном объёме. Понятно, что это неравные условия, а у нас предстоит мониторинг, который предполагается проводить по равным критериям, к учреждениям, которые находятся в неравных условиях.

Кстати, пользуясь случаем, хочу заметить, что в этом год доступ к бюджетным местам для негосударственных вузов ужесточён, обязательно здание в собственности. Но как только у тебя появляется здание в собственности, ты платишь больше налогов, тебя за это наказывают.

Уважаемые коллеги, есть ещё много других предложений, но учитывая регламент, я хочу поддержать создание рабочей группы в рамках комитета. Важно, чтобы мы не повторили другую формулу популярного сегодня классика нашей словесности Виктора Черномырдина: «Хотели как всегда, а получилось ещё хуже».

Ну и наконец, от души поздравляю бывшую слабую, но всё ещё прекрасную половину человечества с любимым праздником всех мужчин 8-е Марта. Я позволю себе прочесть несколько строк собственного сочинения. «О, дайте, дайте женщине свободу, гремел Фурье 100 лет тому назад. Мы согласились, дорогим в угоду готов отдать последнее, наш брат. Что ж вы глядите в прошлое с кручиной, вздыхаете о веке золотом. Свобода женщин не в том, чтобы стать мужчиной, спасибо вам, что вспомнили о том». Спасибо.

(Аплодисменты.)