С 1993 года в Республике Татарстан действует Программа адресной социальной защиты населения (ПАСЗН), утвержденная постановлением Верховного Совета Республики Татарстан от 23.03.1993 г.
Одним из приоритетных направлений ПАСЗН является оказание социальной поддержки малообеспеченным категориям граждан, которая предусматривает предоставление нуждающимся жителям Республики Татарстан пособий (компенсаций) в денежной форме или в виде чеков на продовольственные товары и жетонов для оплаты жилищно-коммунальных услуг и (или) натурального обеспечения в виде товаров первой необходимости и услуг.
В Республике Татарстан накоплен опыт внедрения механизма адресной социальной поддержки населения с учетом степени нуждаемости, позволившего, с одной стороны, оказывать малоимущим семьям с детьми государственную социальную поддержку с учетом величины их совокупных доходов, а с другой стороны, реализовать комплекс мер по повышению мотивации к труду и искоренению социального иждивенчества на основе введения механизма дооценки доходов граждан в. условиях отсутствия достоверной информации о них.
Назначение и выплата пособий и компенсаций нуждающимся группам населения производятся в соответствии с Порядком назначения и выплаты социальных пособий и компенсаций, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан, которым определяется:
- право на получение пособия (компенсации);
- исчисление пособий (компенсаций);
- категории получателей пособий (компенсаций);
- порядок обращения за назначением пособия (компенсации);
- порядок представления документов и справок;
- порядок выплаты пособия (компенсации);
- ответственность органов, назначающих и выплачивающих пособие (компенсацию) за правильность назначения и выплаты пособия (компенсации).
Все пособия и компенсации выплачиваются с учетом совокупного дохода семьи и социального норматива.
Средний совокупный доход каждого члена семьи определяется в соответствии с Порядком исчисления среднего совокупного дохода на каждого члена семьи, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан. На протяжении всего периода действия Программы Порядок исчисления среднего совокупного дохода пересматривался, вносились изменения и дополнения с учетом адресного подхода к назначению пособий и компенсаций. Требования к определению среднего совокупного дохода членов семьи стали более жесткими. В настоящее время средний совокупный доход на члена семьи — это отношение всех видов доходов всех членов семьи за определенный период времени, как в денежной, так и в натуральной форме в виде суммы материальных и социальных благ, подлежащих налогообложению согласно действующему законодательству, а также иных доходов (доходов от ЛПХ, предпринимательской деятельности) учет которых возможен, к количественному составу семьи. В дальнейшем предусмотрено введение механизма учета в совокупных доходах семей косвенных доходов (например, льготы, предоставляемых в соответствии с законодательством членам семьи).