В средствах массовой информации обсуждают заявление Ольги Васильевой о том, что нам нужно возвращаться к лучшим традициям отечественного образования.
Я с этим заявлением абсолютно согласен, но с двумя небольшими поправками.
Согласен, потому что, во-первых, в советское время финансирование образования было примерно вдвое выше, чем сейчас, в долях от валового внутреннего продукта.
Во-вторых, потому что в советские времена, моя зарплата доцента составляла примерно две средних по России. Сейчас, после повышения окладов в омских вузах, эти оклады доцентов, только приблизятся к средней заработной плате по Омской области, которая далеко не самая богатая в стране.
В-третьих, потому что в советское время больше соблюдали принцип Выготского «соблюдение правила зоны ближайшего развития». Когда школьные программы были сопоставлены с возможностью детей.
Сейчас школьные программы выстроены таким образом, что дети не успевают усвоить одну часть программы, как начинается следующая тема, которую также, не могут усвоить.
К принципу Выготского необходимо возвращаться. Иначе, в итоге, дети не знают того, чего они должны были бы знать при более сдержанной школьной программе.
В-четвертых, надо отметить, что советская школа давала и отменное трудовое воспитание. Тогда, как, ложно понимаемые международные нормы, сейчас отвели трудовое воспитание на неизвестно какой уровень.
Известны случаи, когда директора школ наказывают учителей за попытки приучать детей к нормальному труду.
В-пятых, потому что в советский период мы регулярно входили в тройку лучших по международным исследованиям в области образования. Сейчас мы по-прежнему среди мировых лидеров по качеству начального образования, но чем дальше, тем хуже.
В исследованиях PISA, где измеряется образование 15 летних ребят, мы, по разным предметам, находимся в 4-5 десятке.
Неслучайно, сейчас треть населения страны думает, что Солнце — это спутник Земли. То есть, живут в докоперниковскую эпоху.
Что же касается поправок, то их две:
— Мы помним, что еще в конце 80-х годов, появилось направление «педагогика сотрудничества», которое предложило некоторые обновления советской системы школьного образования. И фамилии Шаталова, Щитинина и других педагогов-новаторов нам хорошо известны.
Как мне представляется, современная система должна учитывать эти реальные достижения.
— вторая поправка. Секрет успеха образовательной политики не только в соблюдении лучших традиций, но и в соединении их с лучшими технологиями.
В данном случае, здесь идет речь об электронном обучении, хотя и не только о нем.
Поэтому поддерживаю Министра образования, с теми уточнениями, которые назвал.