Первое. Мы давно настаивали, как минимум, на том, чтобы по гуманитарным предметам в ЕГЭ и ГИА были возвращены устные экзамены или элементы устных экзаменов.
Потому что, в принципе, педагоги учат своих детей тому, что им предстоит сдавать. Я очень хорошо помню, как слышал от одного талантливого московского учителя литературы, он говорил — «конечно ЕГЭ по литературе убивает литературу, но я же не враг своим детям. Я вынужден, пытаясь сохранить литературу, натаскивать их на это самое ЕГЭ. «
Как только введут элементы устного экзамена на уроках начнут потихонечку учить устной речи. И это будет правильно.
Сейчас, как говорит, мой шеф, Вячеслав Никонов (Председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке) — «ЕГЭ не учит детей — писать, читать и говорить».
Второе. Поскольку, детей довольно долго отучали от нормального преподавания, заменяя его на натаскивание на ЕГЭ, надо вводить нормальное преподавание мягко. Потому что, если сразу начнем спрашивать детей, как когда-то нас, которых учили «читать, писать и говорить», то можем получить большое количество детей без документов об образовании, выброшенных, что называется, с волчьим билетом.
Так как ЕГЭ вводили с 2002 по 2009 годы, 7 лет — в порядке эксперимента. Поэтому сразу вернуться к нормальному образованию нельзя.
Надо делать это, к сожалению, поэтапно.