Доработанная концепция законопроекта «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

«http://www.w3.org/TR/html4/loose.dtd»>


Доработанная концепция законопроекта «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»


Мы представляем вам доработанную концепцию нового законопроекта «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Напоминаем. Концепция имеет три основные точки опоры. Первая – Конвенция о правах инвалидов. Поскольку Конвенция документ рамочный, из нее в готовом виде трудно заимствовать какие-то нормы, но зато можно взять принципы и подходы.

Вторая – Закон «О социальной защите инвалидов» в первоначальной редакции, до того, как он был испорчен Законом «О монетизации». Этот закон был принят в 1995 году, был не худшим в Европе, базировался на опыте нашей страны и на передовом европейском опыте, и был вполне качественным. А вот Закон «О монетизации» не только ликвидировал массу льгот, но он ещё и искорежил саму концепцию Закона «О социальной защите инвалидов», если иметь в виду печально знаменитую социальную поддержку инвалидов в зависимости от так называемой степени ограничения способностей к трудовой деятельности.

Третья точка опоры – многочисленные предложения людей с инвалидностью, родителей детей-инвалидов, работающих с инвалидами людей, друзей инвалидов мы попытались учесть в нашей концепции изменений в законодательство. Насколько нам это удалось, судить вам.

Сравнительный анализ проекта федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с действующим законодательством

№ п/п

Правовая позиция

Действующее законодательство

Законопроект

1.

Понятие инвалидности.

Нормы отсутствуют.

Инвалидность – связанные с нарушениями или утратой функций организма социальные барьеры (препятствия) в формировании, развитии и реализации способностей и потребностей человека. Соответствует подпункту «е» преамбулы Конвенции ОНН о правах инвалидов (далее — Конвенция).

2.

Понятие «инвалид».

Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Комментарий:

Ограничение жизнедеятельности выступает как причина инвалидности, а не как следствие ее. Противоречит Конвенции о правах инвалидов.

Инвалид – лицо со стойкими нарушениями здоровья, приводящими к ограничению функций организма (физическим, психическим, интеллектуальным, сенсорным, языково-речевым нарушениям), которые при взаимодействии с социальными и иными средовыми барьерами могут мешать его полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими (формированию, развитию и реализации его способностей и потребностей).

Комментарий:

Соответствует Конвенции о правах инвалидов п. «е» преамбулы.

Ограничение жизнедеятельности рассматривается как следствие инвалидности, а не как причина ее.

 

3.

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов.

Нормы отсутствуют.

В соответствии с Конвенцией ОНН о правах инвалидов (ст.ст. 3, 4 и 5) устанавливаются следующие принципы государственной политики в области социальной защиты инвалидов:

— недискриминация;

— максимально широкое участие самих инвалидов в формировании и реализации государственной политики, в принятии решений, затрагивающих их интересы («ничего для нас – без нас»);

— обеспечение полноценного и эффективного участия инвалидов в жизни общества;

— максимально широкая интеграция (инклюзия) инвалидов в жизнь общества;

— поощрение собственной активности инвалидов в реабилитации и участии в жизни общества;

— полная информация общества о проблемах инвалидности и жизни инвалидов;

— обеспечение достойного жизненного уровня инвалидов;

— государственная поддержка научных исследований по проблемам инвалидов и инвалидности;

— государственная поддержка общественных объединений инвалидов;

— сотрудничество государства, объединений работодателей и общественных объединений инвалидов в сфере занятости и условий труда инвалидов.

 

4.

Участие инвалидов в принятии решений, касающихся их интересов.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

Комментарий:

Действующие нормы не включают участие представителей общественных объединений инвалидов в принятие решений органами местного самоуправления и законодательными (представительными) органами государственной власти.

 

Федеральные органы законодательной и исполнительной власти, органы законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

5.

Понятие социальной защиты инвалидов.

Социальная защита инвалидов – это система гарантированных государством мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Комментарий:

Определение исходит из того, что у инвалида ограничены или утрачены способности, а социальная защита направлена на устранение или компенсацию таких ограничений.

 

Социальная защита инвалидов – это система гарантированных государством мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений функций организма и направленных на полное и эффективное участие их в жизни общества наравне с другими гражданами.

Комментарий:

Авторы законопроекта полагают, что преодолению или замещению (компенсации) подлежат не способности инвалида, а ограниченные или утраченные функции организма, которые в сочетании с социальными и иными средовыми барьерами препятствуют реализации или приобретению способности.

 

6. 

Положение о государственном стимулировании участия предприятий и организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов.

Положение исключено законом о монетизации.

Восстанавливается статья о государственном стимулировании участия предприятий и организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов: «Государственная поддержка (в том числе предоставление налоговых и иных льгот) предприятий и организаций, производящих промышленные товары, технические средства и приспособления для инвалидов, обеспечивающих занятость инвалидов, оказывающих медицинскую помощь, услуги в сфере образования, осуществляющих санаторно-курортное лечение, бытовое обслуживание и создающих условия для занятий физической культурой и спортом, организации досуга инвалидов, инвестирующих более 30 процентов прибыли в проекты, обеспечивающие жизнедеятельность инвалидов, в научные и опытно-конструкторские разработки технических средств реабилитации инвалидов, а также протезно-ортопедических предприятий, лечебно — производственных (трудовых) мастерских и подсобных сельских хозяйств учреждений органов социальной защиты населения осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации».

 

7.

Возможность одновременного получения инвалидом компенсаций и денежных выплат разных видов.

Норма исключена законом о монетизации.

 

Восстанавливается положение о том, что получение компенсаций и других денежных выплат одного вида не лишает инвалидов права на получение других видов денежных выплат, если у них есть для этого основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

 

8.

Индексация денежных выплат.

Производится 1 апреля каждого года исходя из прогноза инфляции.

Производится 1 апреля каждого года исходя из прогноза роста прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.

Комментарий:

Авторы законопроекта исходят из того, что, по данным статистики, цены на товары первой необходимости растут приблизительно в полтора раза быстрее, чем цены на все товары в среднем. Таким образом, рост прожиточного минимума приблизительно в полтора раза опережает инфляцию.

 

II . Признание инвалидом, реабилитация инвалидов и обеспечение их средствами реабилитации

9.

Понятие медико-социальной экспертизы.

Медико-социальная экспертиза — определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Комментарий:

Меры социальной защиты определяются в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности (способностей), которые не могут быть объективно оценены и между которыми и стойким расстройством здоровья нет прямой связи, что приводит к произволу со стороны комиссий МСЭ.

 

Медико-социальная экспертиза — определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений функций организма и их взаимодействия с социальными и иными средовыми барьерами.

Комментарий:

Меры социальной защиты определяются в зависимости от степени ограничения функций организма, которые могут быть объективно оценены медицинскими методами.

 

10.

Определение группы инвалидности.

Группа определяется в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности.

Комментарий:

Зависимость группы инвалидности от ограничения жизнедеятельности приводит к снижению мотивации инвалидов эти ограничения преодолевать: достижения инвалида в реабилитации угрожают снижением группы, т.е. снижением или лишением пенсии, пособий и т.д.

 

Группа определяется только в зависимости от степени ограничения (нарушения) функций организма.

Комментарий:

Группа определяется только по медицинским показаниям и не зависит от связанных с ними социальных характеристик — ограничений жизнедеятельности. Инвалид может преодолевать эти ограничения, не боясь потерять пенсию, пособия, льготы.

11.

Понятие реабилитации инвалидов.

Реабилитация инвалидов — система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Комментарий:

Реабилитация понимается как восстановление способностей.

Реабилитация инвалидов — система и процесс полного или частичного восстановления или компенсации нарушенных функций организма, а также создания условий преодоления инвалидами социальных и иных средовых барьеров, препятствующих их жизнедеятельности. Реабилитация инвалидов направлена на обеспечение условий наиболее полного и эффективного участия инвалидов в жизни общества наравне с другими, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Комментарий:

Реабилитация понимается как восстановление или компенсация ограниченных функций организма, а также создание условий для преодоления барьеров, препятствующих реализации способностей.

 

12.

Индивидуальная программа реабилитации (ИПР).

Индивидуальная программа реабилитации инвалида — разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

См. комментарий к предыдущей позиции.

 

Индивидуальная программа реабилитации инвалида — разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, преодоление социальных и иных средовых барьеров.

См. комментарий к предыдущей позиции

 

13.

Получение инвалидом ИПР.

Нормы в законе отсутствуют, но в соответствии с подзаконными актами инвалидам приходится без объективной необходимости проходить всех врачей и частое переосвидетельствование во МСЭК.

Устанавливается, что инвалид может получить ИПР без переосвидетельствования, в том числе через представителя по документам, имеющимся во МСЭК или представленным инвалидом.

14.

Компенсация за технические средства реабилитации, приобретенные инвалидом самостоятельно.

Устанавливается компенсация в размере цены, по которой производится закупка соответствующих средств для государственных нужд, т.е. по конкурсу в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ.

Устанавливается компенсация в размере цены приобретенного инвалидом изделия, но не выше полуторного размера цены, по которой производится закупка соответствующих средств для государственных нужд.

15.

Предоставление санаторно-курортных путевок.

Путевка предоставляется при наличии медицинских показаний на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.

Комментарий:

При этом основное заболевание нередко трактуется как заболевание, ставшее причиной инвалидности, которое в случае необратимых нарушений функций организма не лечится, в результате чего инвалид не может получить путевку в санаторий.

 

Путевка предоставляется при наличии медицинских показаний на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях медико-социальной реабилитации.

16.

Компенсация за приобретение инвалидом самостоятельно санаторно-курортной путевки.

 

Нормы отсутствуют.

Устанавливается компенсация за приобретенную инвалидом, имеющим право на санаторно-курортное лечение за счет средств государственных бюджетов, бюджетов фонда социального страхования, санаторно-курортную путевку в размере цен, по которым путевки закупаются соответственно органами исполнительной власти, фондом социального страхования.

17.

Компенсация за оплату самостоятельно приобретенных инвалидов реабилитационных услуг.

Устанавливается компенсация за приобретенные инвалидом реабилитационные услуги, которыми в соответствии с законодательством он должен обеспечиваться бесплатно, в размере цен, по которым соответствующие услуги закупаются для государственных нужд.

Устанавливается компенсация за приобретенные инвалидом реабилитационные услуги, которыми в соответствии с законодательством он должен обеспечиваться бесплатно, в размере уплаченной им цены, но не выше полуторного размера цены, по которым соответствующие услуги закупаются для государственных нужд.

18.

Компенсация за приобретенные инвалидом за свой счет медицинские препараты.

Нормы отсутствуют.

Устанавливается компенсация за приобретенные инвалидом лекарственные средства в размере цен аналогов, входящих в перечень препаратов, которыми инвалиды обеспечиваются бесплатно.

 

19.

Выплаты лицам, занятым уходом за инвалидом, который по заключению МСЭК нуждается в постоянном уходе, надзоре.

Установлены Указом Президента РФ в сумме 1200 рублей только неработающим лицам.

Устанавливаются законом о социальной защите инвалидов в размере прожиточного минимума в целом по Российской Федерации вне зависимости от того, работает ли лицо, занятое уходом за инвалидом.

20.

Включение в страховой стаж времени ухода за инвалидами I группы.

Нормы отсутствуют.

В Федеральный закон «О трудовых пенсиях» вносятся изменения, включающие в страховой стаж для назначения трудовой пенсии время ухода за инвалидом I группы.

21.

Меры по профилактике и предотвращению инвалидности.

 

Нормы отсутствуют.

Правительству вменяется в обязанность разработка и реализация государственных программ и иных мер по предотвращению инвалидности.

 

III . Информационная политика в отношении инвалидов

 

 

22.

Обязанность электронных средств массовой информации освещать проблемы инвалидности и инвалидов, пропагандировать потенциал и вклад инвалидов в жизнь общества.

Нормы отсутствуют.

Устанавливается обязанность электронных СМИ не менее 10% эфирного времени использовать на освещение проблем инвалидов, просвещение общества в вопросах инвалидности, укрепление уважения прав и достоинства инвалидов, пропаганду потенциала инвалидов и их вклада в жизнь общества с обязательным участием в этих передачах самих инвалидов (реализация ст. 8 Конвенции).

23.

Включение проблем инвалидности, реабилитации и интеграции инвалидов в общество, обеспечения им равных возможностей в образовательные программы, в том числе общеобразовательные, профессиональные, а также программы дополнительного образования.

Нормы отсутствуют.

Вносятся соответствующие изменения в статью Закона РФ «Об образовании», посвященную общим требованиям к содержанию образования.

24.

Обеспечение инвалидов по зрению литературой.

Обеспечение выпуска литературы для инвалидов по зрению является расходным обязательством Российской Федерации. Приобретение периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, для образовательных учреждений и библиотек, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, для муниципальных библиотек — расходным обязательством органа местного самоуправления. Приобретение указанной в настоящей части литературы для федеральных образовательных учреждений и библиотек является расходным обязательством Российской Федерации.

Комментарий:

За выпуск литературы для слепых отвечают и Российская Федерация, и субъекты Российской Федерации, а на федеральном уровне сразу несколько ведомств, что постоянно порождает проблемы с организацией выпуска литературы для слепых.

 

Обеспечение выпуска и распространения литературы для инвалидов по зрению, а также детей — инвалидов вследствие нарушений зрения в специальных доступных форматах, в том числе и учебной литературы, является расходным обязательством Российской Федерации. При этом соответствующие расходы не должны быть менее 1500 рублей в год на одного инвалида по зрению. Возмещение расходов на выпуск и распространение указанной литературы осуществляется путем предоставления субсидий издательствам и издающим организациям на реализацию социально значимых проектов по выпуску и распространению книг и периодических изданий для инвалидов по зрению. Субсидии предоставляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере печати, средств массовой информации и массовых коммуникаций, в области электронных средств массовой информации, издательской и полиграфической деятельности.

Комментарий:

Выпуск всей литературы для слепых является расходным обязательством Российской Федерации. Его организацию осуществляет единый орган федеральной исполнительной власти — Роспечать – путем предоставления субсидий издающим организациям (реализация ст. 21 Конвенции).

25.

Статус языка жестов и доступ инвалидов по слуху к информации.

Язык жестов признается как средство межличностного общения. Вводится система субтитрирования или сурдоперевода телевизионных программ, кино- и видеофильмов.

 

Язык жестов признается как средство межличностного общения и используется в системе образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями (реализация пп. “b” и “c” п. 2 ст. 24 Конвенции). Не допускаются к показу в кинотеатрах и на центральном телевидении фильмы, не снабженные субтитрами. Все новостные передачи на центральных телевизионных каналах и не менее 30% других передач обеспечиваются субтитрированием или сурдопереводом (реализация ст. 21 Конвенции).

 

26.

Услуги сурдопереводчика для инвалидов по слуху.

Нормы отсутствуют.

Инвалиду по слуху предоставляется возможность бесплатно пользоваться услугами сурдопереводчика до 40 часов в месяц (реализация пп. «е» п. 2 ст. 9 Конвенции). Дополнительно к этому в целях реализации ст. 13 Конвенции устанавливается возможность бесплатно пользоваться услугами сурдопереводчика при совершении нотариальных действий, записей актов гражданского состояния, участия в судебных заседаниях в качестве истца, ответчика, третьего лица, потерпевшего, свидетеля.

27.

Доступность государственных компьютеризированных информационных услуг населению для инвалидов.

Нормы отсутствуют.

Устанавливается требование адаптации для инвалидов государственных компьютеризированных информационных услуг населению.

 

28.

Льготы за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.

Исключены законом о монетизации.

Инвалидам восстанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.

29.

Снабжение упаковок лекарственных препаратов надписями шрифтом брайля.

Нормы отсутствуют.

В закон о лекарственных средствах вносятся изменения, устанавливающие обязанность фармацевтических компаний снабжать упаковки лекарств надписями шрифтом брайля, содержащими наименование и дозу лекарственного препарата.

 

IV . Образование инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья

 

30.

Осуществление ранней коррекционной помощи.

Нормы отсутствуют.

Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития, включая общедоступную и бесплатную коррекционную помощь в раннем детском возрасте, а также для социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Предоставление бесплатной коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в раннем детском возрасте, включая консультирование их семей, обеспечивается государственными и муниципальными дошкольными образовательными учреждениями и иными образовательными организациями, реализующими образовательные программы дошкольного образования.

Комментарий:

Во многих странах ранняя коррекционная помощь позволяет снять проблемы с обучением ребенка в обычном детском саду или обычной школе, а то и вовсе преодолеть ограничение возможностей здоровья.

 

31.

Нормативы финансирования образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Нормы отсутствуют.

Установление повышенных нормативов финансирования образования лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом их потребностей в специальных условиях получения образования, в реабилитационных мероприятиях и коррекционной помощи, в том числе в условиях инклюзивного образования.

32.

Льготы при поступлении инвалидов в вузы для освоения программ подготовки бакалавров и специалистов.

Право на внеконкурсное поступление на программы подготовки бакалавра и специалиста при условии прохождения вступительных испытаний для детей инвалидов и инвалидов I и II групп.

В настоящее время в законодательство вносятся изменения, ограничивающее реализацию этого права.

Норма дополняется правом внеконкурсного поступления инвалидов с детства (инвалидов по слуху) III группы при условии успешной сдачи вступительных испытаний в высшие учебные заведения для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста.

33.

Льготы при поступлении инвалидов в вузы для освоения программ магистратуры.

Нормы отсутствуют.

Устанавливается норма о внеконкурсном поступлении инвалидов I и II групп и инвалидов с детства (инвалидов по слуху) в высшие учебные заведения для обучения по программам магистратуры.

Комментарий:

Расширяется право инвалидов на высококачественное, полноценное высшее образование.

 

34.

Реализация возможности получения общего образования в специальной (коррекционной) школе.

Реализуется только, если в субъекте Российской Федерации есть учебное заведение соответствующего вида.

Комментарий:

За обучение в специальных (коррекционных) школах в других субъектах Российской Федерации требуется плата.

 

Устанавливается, что если на территории субъекта Российской Федерации отсутствует коррекционное образовательное учреждение соответствующего вида, органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны оплатить обучение и (или) воспитание и содержание данного лица в соответствующем коррекционном образовательном учреждении на территории другого субъекта Российской Федерации.

 

35.

Предельная наполняемость классов в специальных (коррекционных) школах и при инклюзивном образовании.

Нормы отсутствуют.

Устанавливается, что предельная наполняемость коррекционного класса, а также класса (группы), группы продленного дня в коррекционной школе зависит от категории учащихся с ограниченными возможностями здоровья и не может превышать 12 человек. Предельная наполняемость класса интегрированного обучения зависит от категории учащихся с ограниченными возможностями здоровья и не может превышать 18 человек, в том числе не более трех детей с ограниченными возможностями здоровья.

36.

Освоение программ общего образования и получение документа об образовании лицами с ограниченными возможностями здоровья, которые не могут освоить общеобразовательные программы.

Нормы отсутствуют.

Отдельные категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые не могут освоить основную общеобразовательную программу, могут получать общее образование путем освоения адаптированных – специальных и (или) индивидуальных общеобразовательных программ. Лица с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся по индивидуальному учебному плану, переводятся в следующий класс при условии освоения образовательной программы, в соответствии с указанными планами. Указанные категории определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области образования.

Указанным лицам, которые по состоянию здоровья не смогли освоить в полном объеме образовательные программы основного общего и (или) среднего общего образования, выдается свидетельство о получении основного общего и (или) среднего общего образования, в котором указываются учебные предметы по годам обучения, программы которых освоены. Форма и порядок выдачи указанного свидетельства устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области образования.

Комментарий:

Нормы расширяют возможности трудоустройства инвалидов и получения ими профессионального образования.

 

V . Обеспечение трудовой занятости инвалидов

 

 

37.

Меры обеспечения занятости инвалидов.

Нормы исключены законом о монетизации.

 

Восстанавливается как мера обеспечения занятости инвалидов осуществление государством льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов.

 

38. 

Квотирование рабочих мест для инвалидов.

Процент квотирования от 2 до 4 устанавливается законом субъекта РФ для организаций с численностью работников более 100 человек.

 

Для организаций с числом работающих более 30 человек, законами субъектов РФ устанавливается квота не менее 3%.

39.

Выплаты работодателями за отказ принимать на работу инвалидов в рамках установленной квоты.

Нормы отсутствуют.

 

В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели вносят обязательную плату в установленном размере за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в бюджеты субъектов Российской Федерации. Полученные средства расходуются целевым назначением на создание рабочих мест для инвалидов.

40.

 

 

 

 

Возможные альтернативы квотированию рабочих мест.

Нормы отсутствуют.

Предлагается рассмотреть вопрос о замене или дополнении квотирования рабочих мест позитивным стимулированием работодателей, например, возвратом уплаченных за инвалида взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, уменьшением налога на прибыль на сумму затрат на создание рабочих мест и (или) особых условий труда для инвалидов (возможная реализация пп. “h” п. 1 ст. 27 Конвенции).

41.

Финансирование создания специальных рабочих мест для инвалидов.

Нормы исключены законом о монетизации.

Восстанавливается норма, определяющая, что специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

42.

Возможность признания инвалида безработным.

Нормы исключены законом о монетизации.

Восстанавливается норма, устанавливающая, что безработным признается инвалид, имеющий трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, которое выдано в установленном порядке, не имеющий работы, зарегистрированный в органе Федеральной службы занятости России в целях поиска подходящей работы и готовый приступить к ней.

43.

Гарантии занятости в госсекторе.

Нормы отсутствуют.

Для государственных организаций устанавливается квота для приема на работу инвалидов не менее 5% от числа работающих (штата). Реализует пп. “g” п. 1 ст. 27 Конвенции.

 

VI . Обеспечение жилищных прав инвалидов

 

 

44.

Льготы инвалидам по улучшению жилищных условий.

Нормы отсутствуют.

Вносится изменение в Жилищный кодекс РФ, устанавливающее право инвалидов на первоочередное улучшение жилищных условий (реализация пп. “d” п. 2 ст. 28 Конвенции).

45.

Внеочередное предоставление жилья детям-инвалидам, являющимся сиротами или лишенными попечительства родителей, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Право на внеочередное предоставление жилья устанавливается только при условии, если ИПР предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни.

Это условие исключается в целях недопущения произвола чиновников. Внеочередное предоставление жилья осуществляется вне зависимости от ИПР.

 

46.

Право на дополнительную жилую площадь в соответствии с установленным перечнем заболеваний.

Установлено право на дополнительную жилую площадь в соответствии с установленным перечнем заболеваний с превышением нормы предоставления жилой площади на одного человека, но не более чем в два раза.

Восстанавливается право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с установленным перечнем заболеваний.

47.

Льготы по оплате жилья.

Установлены только для государственного и муниципального жилищного фондов.

Для инвалидов, семей с детьми инвалидами или инвалидами с детства, независимо от того в каком жилищном фонде они проживают, устанавливаются льготы в размере не менее 50% платы за жилье в государственном или муниципальном фондах.

48.

Льготы по коммунальным платежам для семьи инвалида с детства.

Нормы отсутствуют.

Установлены как и для семьи ребенка-инвалида, т.е. не менее 50%.

 

VII . Транспортное обеспечение инвалидов

 

 

49.

Льготы на проезд на городском и пригородном транспорте.

Нормы исключены законом о монетизации.

Дети — инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми — инвалидами, а также инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси. Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка — инвалида.

50.

Льготы на проезд на междугородном транспорте.

Нормы исключены законом о монетизации.

Инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям — инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия. Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка — инвалида.

Детям — инвалидам и сопровождающим их лицам предоставляется право бесплатного проезда к месту лечения (обследования) в автобусах пригородных и междугородных внутрирегиональных маршрутов. Допускается денежная компенсация указанных льгот по желанию инвалида.

51.

Обеспечение инвалидов транспортными средствами.

Нормы исключены законом о монетизации.

Восстанавливается норма, в соответствии с которой инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечиваются автотранспортными средствами бесплатно или на льготных условиях. Дети — инвалиды, достигшие пятилетнего возраста и страдающие нарушением функций опорно-двигательного аппарата, обеспечиваются автотранспортными средствами на тех же условиях с правом управления этими транспортными средствами взрослыми членами семьи. Техническое обеспечение и ремонт автотранспортных средств и других средств реабилитации, принадлежащих инвалидам, осуществляются вне очереди на льготных условиях и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Инвалидам, родителям детей — инвалидов компенсируются расходы, связанные с эксплуатацией специальных автотранспортных средств.

Инвалидам, имеющим соответствующие медицинские показания для бесплатного получения автотранспортного средства, но не получившим его, а также по их желанию вместо получения автотранспортного средства предоставляется ежегодная денежная компенсация транспортных расходов.

52.

Льготы по арендной плате за землю и помещение для хранения средств передвижения, имеющихся в личном пользовании инвалида.

 

Нормы исключены законом о монетизации.

Инвалиды освобождаются от арендной платы за землю и помещение для хранения средств передвижения, имеющихся в их личном пользовании.

 

VIII. Защита иных интересов инвалидов

 

 

53.

Равный доступ к банковским кредитам.

 

Нормы отсутствуют.

В закон о банках и банковской деятельности вносятся изменения, обеспечивающие равные с другими лицами права инвалидов на доступ к банковским кредитам.

54.

Пресечение вовлечения инвалидов в занятие попрошайничеством и иных форм эксплуатации инвалидов, унижающих их честь и достоинство.

Нормы отсутствуют.

Устанавливается уголовная ответственность за вовлечение инвалидов в занятие попрошайничеством, а также за иные формы эксплуатации инвалидов.

 

IX . Государственная поддержка общественных организаций инвалидов

 

55.

Экономические преференции общественным организациям инвалидов и их предприятиям.

Нормы отсутствуют.

Установление квоты не менее 10% для общественных организаций инвалидов и предприятий, использующих труд инвалидов, при выдаче разрешений (по конкурсу) на определенные виды экономической деятельности.

Комментарий:

Речь идет о размещении объектов мелкорозничной торговли, бытового обслуживания и т.п. объектов малого бизнеса.

56.

Преференции при осуществлении закупки товаров и услуг для государственных нужд.

Установлено право, но не обязанность, заказчика при закупке товаров по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации, предоставлять 15-ти процентное преимущество в цене исключительно для общероссийских организаций инвалидов и их предприятий.

Вносятся изменения в закон о госпоставках (№ 94-ФЗ) о том, что постановлением Правительства Российской Федерации устанавливается перечень товаров, работ и услуг, закупаемых исключительно или по квоте не менее 10% у предприятий, использующих труд инвалидов, общественных организаций инвалидов.

57.

Льготы общественным объединениям инвалидов.

Статья исключена законом о монетизации.

Восстанавливается положение о том, что государство гарантирует предоставление льгот по уплате федеральных налогов, сборов, пошлин и других платежей в бюджеты всех уровней всероссийским общественным объединениям инвалидов, их организациям, находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным обществам и товариществам, уставный капитал которых состоит из вклада указанных общественных объединений инвалидов.

Решения о предоставлении льгот общественным объединениям инвалидов по уплате региональных и местных налогов, сборов, пошлин и других платежей принимаются органами государственной власти соответствующего уровня. Решения о предоставлении льгот по уплате федеральных налогов, сборов, пошлин и других платежей региональным и местным общественным объединениям инвалидов могут приниматься органами государственной власти соответствующего уровня в пределах сумм, зачисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в их бюджеты.

Подготовка и принятие решений по предоставлению указанных льгот производится с обязательным участием общественных объединений инвалидов.

В свою очередь министерством здравоохранения и социального развития также подготовлены изменения в существующее законодательство по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов. Можете сравнить.

Представляем вашему вниманию таблицу с результатами голосований в Государственной Думе политических фракций по вопросам поддержки социально-уязвимых категорий населения.

Название,

дата голосования

 

Основное содержание

 

Результаты голосования

Законопроект «о монетизации» (впоследствии ФЗ № 122).

05.08.2004

Отменил льготы примерно для 100 млн. российских граждан или заменил их мизерными компенсациями.

«Единая Россия»: ЗА – 97%,

ЛДПР: ЗА – 33%, ПРОТИВ – 36%,

КПРФ: ПРОТИВ – 100%.

Поправка № 1524 депутатов Смолина и др. к проекту закона «о монетизации».

03.08.2004

Предусматривала право гражданина сохранить все существующие льготы или получить их полную денежную компенсацию.

КПРФ: ЗА – 100%,

«Единая Россия»: ЗА – 1% (3 человека),

ЛДПР: ЗА – 0%.

Поправка № 91 депутатов Смолина и др. к проекту закона «о монетизации».

03.08.2004

Предусматривала сохранение в прежнем виде чернобыльского закона и всех чернобыльских льгот.

КПРФ: ЗА – 98%,

«Единая Россия»: ЗА – 1%,

ЛДПР: ЗА – 0%.

Законопроект о государственной гражданской службе в РФ.

07.07.2004

Сохранил и увеличил льготы чиновникам.

«Единая Россия»: ЗА – 98%,

ЛДПР: ЗА – 83%,

КПРФ: ПРОТИВ – 96%.

Поправка № 149 депутатов О. Дмитриевой и др. к пенсионным законам.

15.07.2009

Предусматривала возвращение пенсионного стажа, связанного с учебой, уходом за ребенком, а для жен военнослужащих – со временем проживания в гарнизонах.

КПРФ: ЗА – 97%,

«Справедливая Россия»: ЗА – 82%,

«Единая Россия»: ЗА – 0%,

ЛДПР: ЗА – 0%.

Поправки №№ 2, 15, 17, 25, 27 депутатов Смолина и др. к закону о повышении социальных выплат.

15.02.2008

Предусматривали повышение ежемесячных денежных выплат федеральным льготникам в соответствии с ростом цен на товары первой необходимости, т.е. в 2,5 раза больше, чем предложило правительство.

«Справедливая Россия»: ЗА – 98%,

КПРФ: ЗА – 98%,

ЛДПР: ЗА – 5%,

«Единая Россия»: ЗА – 0%.

Законопроект Заксобрания Санкт-Петербурга о внесении изменений в ФЗ «О ветеранах».

23.01.2009

Предусматривал присвоение звания ветеран труда мужчинам со стажем 45 лет, женщинам – 40 лет.

КПРФ: ЗА – 100%,

ЛДПР: ЗА – 98%,

«Справедливая Россия»: ЗА – 61%,

«Единая Россия»: ЗА – 0%.

Поправка № 38 депутатов Ломакина-Румянцева и др. к пенсионным законам.

15.07.2009

Предусматривала сохранение в основном действующих льгот по уплате страховых взносов для организаций и предприятий инвалидов, т.е. сохранение рабочих мест.

КПРФ: ЗА – 97%,

«Справедливая Россия»: ЗА – 92%,

«Единая Россия»: ЗА – 0%,

ЛДПР: ЗА – 0%.

Поправки № 5, 66 депутатов Смолина и др. к федеральному бюджету на 2009–2011 гг.

15.02.2008

Предусматривали увеличение базовой части трудовой пенсии примерно в 1,5 раза.

КПРФ: ЗА – 100%,

«Справедливая Россия»: ЗА – 90%,

ЛДПР: ЗА – 2,5% (1 человек),

«Единая Россия»: ЗА – 0%

Поправка № 84 депутата Кашина к федеральному бюджету на 2009–2011 гг.

17.10.2008

Предусматривала увеличение расходов на здравоохранение на 300 млрд. рублей.

КПРФ: ЗА – 93%,

«Справедливая Россия»: ЗА – 34%,

ЛДПР: ЗА – 2,5% (1 человек),

«Единая Россия»: ЗА – 0%.

Поправка № 164 депутатов Смолина и др. к федеральному бюджету на 2009–2011 гг.

17.10.2008

Предусматривала выделение 200 млрд. рублей, чтобы приравнять тружеников тыла к участникам войны.

КПРФ: ЗА – 91%,

«Справедливая Россия»: ЗА – 71%,

«Единая Россия»: ЗА – 0%,

ЛДПР: ЗА – 0%.

Поправка депутатов О. Смолина и др. к федеральному бюджету на 2011–2013 гг.

19.11.2010

Предусматривала увеличение субсидий общественным организациям инвалидов в качестве компенсации за уплаченные ими налоги.

КПРФ: ЗА – 94%,

«Единая Россия»: ЗА – 0%,

ЛДПР: ЗА – 0%.

Законопроект депутатов Смолина и др. о социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

21.02.2007

Предусматривал индексацию получившим производственные травмы в соответствии с ростом цен на товары первой необходимости, а не по произвольным решениям правительства как в настоящее время.

КПРФ: ЗА – 94%,

«Единая Россия»: ЗА – 0%,

ЛДПР: ЗА – 0%.

Поправка № 131 депутатов Смолина и др. к федеральному бюджету на 2009–2011 гг.

17.10.2008

Предусматривала введение ежемесячной компенсации вреда, причиненного государством репрессированным гражданам, в сумме 10 тыс. рублей.

КПРФ: ЗА – 91%,

Справедливая Россия: ЗА – 68%,

«Единая Россия»: ЗА – 0%,

ЛДПР: ЗА – 0%.

Законопроект Новгородской областной Думы и депутата Смолина о льготах для детей-сирот погибших участников войны.

24.09.2004

Предусматривал распространение на детей погибших участников ВОВ льгот и гарантий, установленных вдовам участников войны.

КПРФ: ЗА – 98%,

Единая Россия: ЗА – 0,7% (2 человека),

ЛДПР: ЗА – 0%.

Законопроект о внесении изменений в закон о ветеранах и в ст. 11 и 11′ закона о социальной защите инвалидов.

24.11.2010

Предусматривает ограничение суммы денежной компенсации за техническое средство, купленное инвалидом самостоятельно; не позволяет бесплатно получать качественные технические средства реабилитации.

«Единая Россия»: ЗА – 98%,

ЛДПР: ПРОТИВ – 95%,

«Справедливая Россия»: ПРОТИВ – 97%,

КПРФ: ПРОТИВ – 97%.

Законопроект о внесении изменений в закон о государственной социальной помощи.

24.11.2010

Предусматривает сокращение сроков отдыха по путевке соцстраха с 21 до 18 дней, а также выдачу путевок только по «основному заболеванию».

«Единая Россия»: ЗА – 99%,

ЛДПР: ЗА – 50%,

«Справедливая Россия»: ПРОТИВ – 11%,

КПРФ: ПРОТИВ – 100%.


temp_anons:
Мы представляем вам доработанную концепцию нового законопроекта «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».