Депутат Госдумы Михаил Сердюк («Справедливая Россия») направил обращение министру образования и науки Дмитрию Ливанову с просьбой рассмотреть вопрос об изменении системы тестирования учащихся средних школ.
Так, законодатель предлагает кроме Единого государственного экзамена (ЕГЭ), который проверяет знания школьников в той или иной сфере, разработать и ввести в школах обязательное тестирование на уровень интеллектуального развития (IQ). Данная система, как считает депутат, сделает оценку интеллекта более объективной и поможет выявить новых одаренных учащихся.
Корреспондент Regions.ru поинтересовался у парламентариев: Как Вы оцениваете эту идею? Надо ли еще дальше уходить от советской системы образования, вводя западные новшества, которые вызывают сомнения в эффективности? Насколько нравственно делить детей на «одаренных» и «прочих» на основе теста, результаты которого очень опосредованно связаны с полученными в школе знаниями, прилежанием и т.п.?
Олег Смолин: Я не поддерживаю эту идею по двум главным причинам. Первая причина состоит в том, что т.н IQ, или коэффициент интеллектуальности, обычно выявляет определенный уровень эрудиции. То есть он выполняет примерно ту же самую задачу, что и ЕГЭ. Думаю, что по сути удваивать ЕГЭ смысла не имеет.
Вторая причина. Творческие способности человека, в том числе ребенка, совсем не обязательно то же самое, что и эрудиция. Более того, науковеды доказали, что у самых выдающихся исследователей не всегда была самая большая эрудиция. Иногда чрезмерная эрудиция для исследователей даже вредна. Считается, что в этом случае слишком много сил уходит на нетворческое усвоение материала.
Поэтому идея депутата Сердюка представляется мне неправильной. Вместо этого я бы рекомендовал развивать у нас школьное олимпиадное движение, систему творческих конкурсов, в том числе в технической области. В этом направлении правительством уже сейчас предлагаются соответствующие программы – правда, не обеспеченные финансами.
Очень важно, если государство будет поддерживать одаренных детей. Но еще важнее создавать условия для того, чтобы все дети могли раскрыть свою одаренность. Для этого, естественно, требуются другое финансирование образования, его дебюрократизация и т.д. А принудительное тестирование на коэффициент интеллектуальности – это неверный путь.