VI.6. Омское село

Хотя в моем 129-м избирательном округе
селяне составляют меньшинство, хорошо понимаю, что они нуждаются в поддержке
еще более, чем горожане. Очередное накопление капитала “новыми русскими” всех
национальностей произошло прежде всего за счет деревни. Поэтому, когда появлялась
возможность раздобыть для Омской области что-нибудь сверх положенного, приоритет
отдавал сельчанам. Именно в село поступили:

  • комплекты учебно-методической
    литературы для школьных библиотек;
  • большая часть компьютеров
    в рамках федеральных целевых программ;
  • более половины компьютеров, замененных
    на новые в федеральных министерствах и переданных в систему образования;
  • большая часть личных благотворительных
    денег из депутатской зарплаты.

О дополнительных мерах государственной
поддержки селян, включая 25-процентную надбавку к зарплате интеллигенции, жилищно-коммунальные
льготы для специалистов, досрочную пенсию при стаже в 25 лет для сельских педагогов
и медиков (городские медики получают ее при стаже 30 лет) и т.п., говорил в
предыдущих разделах.

Среди других проблем омского села,
которыми приходилось заниматься в последнее время, отмечу лишь следующие.

1. Коммунальная реформа в Омском
районе.
Рост тарифов на коммунальные услуги и оплату жилья в Омском районе
оказался рекордным если не во всей области, то, по крайней мере, среди сельских
муниципальных образований 129-го избирательного округа. Причин тому несколько:
мазутные, а не газовые котельные, крупные поселения и длинные коммуникации.
Сверх того, например, в поселке Горячий Ключ острое недовольство вызвало усреднение
тарифа, которое в данном случае привело к его значительному завышению по сравнению
с себестоимостью услуг.

Возникшая в районе инициативная группа
профессионально разобралась в тонкостях ценообразования. Обращения, подготовленные
ею и подписанные сотнями жителей района, мы направляли на имя Премьера, Председателя
Госстроя и в Президентскую Администрацию. Более того, когда в Омскую область
по моему приглашению прибыл Российский Уполномоченный по правам человека О.
Миронов, одну из встреч мы специально запланировали в Новоомском. Не ради создания
дополнительных трудностей администрации района, но для того, чтобы сдвинуть
проблему с мертвой точки.

Увы, результативность всей этой большой
работы оказалась минимальной. Временами рост тарифов приостанавливался, но затем
возобновлялся снова. До тех пор, пока в районе не произойдет реконструкция теплоснабжения
(перевод на газ, создание дополнительных котельных, уменьшение длины коммуникаций
и т.п.), есть только один выход: Администрация области должна оказать району
дополнительную финансовую поддержку на выравнивание тарифов хотя бы до среднеобластного
уровня. Впрочем, как уже говорилось, вследствие “реформы” ЖКХ и принятого Думой
закона, тарифы будут расти по всей России.

2. Средства на борьбу с саранчой.
Хотя по этому поводу руководство сельских районов ко мне не обращалось, в свое
время, получив информацию, работал с Министерством сельского хозяйства и Министерством
по чрезвычайным ситуациям, чтобы получить на борьбу с саранчой федеральные деньги.
Деньги выделялись, но почти всегда с опозданием.

3. Южный групповой водопровод.
Поскольку Черлакский, Оконешниковский и Калачинский районы испытывают большие
трудности с качественной пресной водой, строительство такого водопровода запланировано
давно, но практически заморожено. Чтобы его возобновить, я неоднократно обращался
с запросами в Правительство, специально был на приеме у вице-премьера и Министра
сельского хозяйства А. Гордеева и даже получил его положительную резолюцию.
Дело затормозилось, с одной стороны, из-за отсутствия в Правительстве осенью
2002 года необходимой документации, а с другой – из-за политического распределения
дополнительных денег в бюджете 2003 года в пользу депутатов от “партии власти”.

Немало сил и времени ушло на решение
частных проблем различных сельских организаций
, причем не только в моих
пяти районах, но по всей области. Среди скромных достижений:

  • почти 10 млн. рублей из федерального
    бюджета для Ивановского детского дома в Калачинском районе;
  • передача Таврическому району котельной
    в госплемзаводе;
  • поставка различного оборудования
    для детских домов в Ивановке, Ачаире (Омский район), Бологом (Русскополянский
    район), Колосовке, для коррекционных школ в Красноярке, Петропавловке (Муромцевский
    район), Больших Уках, селе Южное (Павлоградский район) и др.;
  • компьютерное оборудование сверх
    предусмотренного специальными программами компьютеризации для школ в поселке
    Иртыш Черлакского района, поселках Ростовка и Горячий Ключ Омского района,
    для Исилькульской школы-интерната и др.;
  • звуко- и светотехническое оборудование,
    запланированное в 2003 году для Дома культуры в Таврическом и т.д. (см. заключительную
    таблицу в настоящем разделе).

Используя положение члена депутатской
Агропромышленной группы, регулярно организовывал встречи омских хозяйственников
с руководством Минсельхозпрода, Россельхозакадемии, Россельхозбанка и других
центральных структур. Иногда с положительным результатом.