29 июня в здании Президиума Российской академии наук прошло пленарное заседание Всероссийского совещания заведующих кафедрами истории и деканов исторических факультетов вузов России.
На пленарном заседании выступили, в частности, министр образования и науки РФ А. Фурсенко и Первый зам. председателя Комитета по образованию и науке Гос. Думы О. Смолин. О. Смолин остановился на двух основных проблемах: федеральной политики в отношении высшего образования и вопросах исторического знания и преподавания истории в современной политической ситуации.
Говоря об образовательной политике, О. Смолин отметил, что участие России в Болонском процессе не требует большинства из тех мер, которые заявлены в правительственном документе «О приоритетных направлениях развития образовательной системы в Российской Федерации», включая образовательные ваучеры (ГИФО) по результатам ЕГЭ, принудительную бакалавризацию большинства российских вузов и конкурсный отбор на стадии перехода из бакалавриата в магистратуру. Напротив, в России замалчиваются такие сильные стороны Болонского процесса, как представление об образовании как общественном благе (но не рыночной услуге) и решение общеевропейского совещания министров образования о стремлении обеспечить общедоступность высшего образования в странах Европы.
Обсуждая проблемы преподавания современной истории, О. Смолин, в частности, отметил, что ключом к пониманию политического процесса в постсоветской России могла бы стать концепция революций как исторической ситуации. Именно эта концепция позволяет объяснить и необычайную глубину экономической катастрофы 1990-х годов, и разрушение системы патриотических ценностей, и нарастание авторитаризма в постреволюционный период. В заключение выступления О. Смолин повторил формулу своего вузовского преподавателя, подлинного русского интеллигента И. Н. Новикова: «Историю преподавать надо так, чтобы через 15 лет не было стыдно!».