Дождёмся ли Образовательного кодекса?


Дождёмся ли Образовательного кодекса?

Под таким заголовком «Учительская газета» (№ 12 от 27 марта) публикует сообщение о работе Комиссии Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации над созданием Образовательного кодекса Российской Федерации.

Работа по созданию в России Образовательного кодекса обсуждалась недавно в Совете Федерации. В результате было предложено поддержать саму идею и свести в один документ все вопросы, связанные с образованием. В том числе проблемы финансирования, налогообложения, образовательных программ, инновационной деятельности.

Один из авторов Образовательного кодекса — Олег Николаевич Смолин — говорит, что первый вариант общей части документа уже готов, и главным становится вопрос его прохождения в структурах власти. Это, как всегда, самое сложное, ведь переломить нынешнюю психологию российских чиновников, ориентированную на сокращение доступности образования для молодёжи, крайне сложно.

«Принятие Образовательного кодекса возможно как итог построения системы образовательного законодательства и кодификации законодательных актов, большинство из которых еще не приняты, а многие даже не разработаны. Иной путь — разработка Образовательного кодекса не на основе, а вместо этих законодательных актов. Он представляется возможным теоретически, но практически имеет незначительные шансы на успех.

В период работы Государственной Думы третьего созыва министерством образования и профильными парламентскими комитетами была принята третья, смешанная стратегия подготовки Образовательного кодекса: с одной стороны, совместная рабочая группа разработала его концепцию и структуру и даже подготовила первую итерацию общей части; с другой стороны, учитывая позицию администрации президента, выступающей против принятия новых отраслевых («сегментарных») законов, разрабатывались поправки к Закону РФ «Об образовании», расширяющие сферу законодательного регулирования отдельных уровней образования (от дошкольного до среднего профессионального), призванные, среди прочего, стать основой для будущих глав Образовательного кодекса.

Подготовленный временным творческим коллективом проект общей части Кодекса РФ об образовании состоял из 21 главы разной степени проработанности. Как представляется, он отчасти носил слишком академический (теоретический) характер, что особенно отразилось на разделе II «Образовательные отношения», был перегружен нормами о дисциплинарной ответственности. Однако при всех его недостатках, во многом связанных с отсутствием опыта подобных разработок как в отечественном, так, по большому счёту, и в зарубежном праве, данный проект вполне может служить основой дальнейшей работы по кодификации законодательства об образовании.

До вступления в силу ФЗ № 122 от 22.08.2004 («закон о монетизации»), наряду с несомненными плюсами, принятие Образовательного кодекса таило в себе и целый ряд опасностей. Главная из них заключалась в том, что при существовавшем в 2000-2003 г.г. раскладе политических сил в него практически невозможно было включить прописанные во второй редакции Закона РФ «Об образовании» нормы финансового, налогового и социального характера как якобы несоответствующие предмету закона, а на самом деле необходимо расширяющие этот предмет от регулирования политики в области образования к регулированию образовательной политики в целом. Если намерения Главного государственного правового управления президента «вычистить» федеральное образовательное законодательство от подобных норм в процессе принятия Кодекса удалось бы реализовать, он принёс бы российскому образованию больше вреда, чем пользы», — отметил Олег Смолин.

temp_anons:
Под таким заголовком «Учительская газета» (№ 12 от 27 марта) публикует сообщение о работе Комиссии Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации над созданием Образовательного кодекса Российской Федерации.