70% законов, принятых нынешними парламентариями обеих палат, — это законы о внесении дополнений в ранее принятые. Такая некачественность работы депутатов объясняется тем, что большинство законопроектов рождается в кабинетах исполнительной власти без учёта стратегии развития страны. Что же в такой ситуации делать?
«Национальный инвестиционный совет (НИС), Российская академия наук и факультет МГУ им. Ломоносова — Московская школа экономики взялись провести ряд круглых столов для открытого сопоставления точек зрения по реальным проблемам жизни: образованию, жилищной политике и строительству доступного жилья, науке и научно-технической политике, культуре, здравоохранению. Первые три заседания уже прошли. Ведущие учёные страны, политики, члены Государственной Думы и Совета Федерации, представители исполнительной власти рассказывают на этих встречах о своих разработках, корректируют их в дискуссиях, а в результате появляются если не сами законодательные акты, то, во всяком случае, очень глубокий материал, на основе которого эти акты могут быть подготовлены. Это основа для формирования повестки дня будущей Государственной Думы.
Два первых круглых стола были посвящены образованию и науке — сферам, определяющим, как будет развиваться социально-экономическая система в целом. Наш закон «Об образовании», по мнению ЮНЕСКО, был лучшим в ХХ веке во всем мире. Самым передовым в Европе признаёт его Европейская ассоциация образовательного права. Но теперь в него внесено 170 поправок, это лоскутное одеяло! О какой образовательной политике можно говорить при таких переменах?
Олег Смолин, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке — соавтор многих законов в области образования. На обоих круглых столах — и по образованию, и по науке — его предложения составили серьёзный пакет. А главный тезис, который был встречен с одобрением: создание в России не экономики знаний, а общества знаний.
И образование, и наука, по мнению Смолина, связаны бюджетными проблемами. В России сейчас расходы на науку составляют около 3,5% ВВП. В Советском Союзе в 70-х, по данным Мирового банка, они составляли 7%, а в начале 50-х — 10%. Сейчас в развитых странах Европы тоже не менее 7%-8%. Смолин призвал вернуть в законодательство положение о том, что расходы на образование из консолидированного бюджета должны быть не ниже 7% ВВП. Сегодня Минобрнауки признаёт, что финансирование отрасли составляет 40% от минимальной потребности. В ближайшие три года расходы на образование планируется увеличить на 20%, а на силовые структуры — на 45%. Это политика полицейского государства, заявил Олег Николаевич.
Для образования и науки необходимы налоговые льготы. Это мнение высказали многие учёные и политики, ссылаясь на мировой опыт и апеллируя к логике: в России идея равенства субъектов налогообложения приводит к тому, что не богатые делятся с бедными, а наоборот — бедные с богатыми. Законопроект по налоговым льготам существует, он был провален правительством, но его необходимо реанимировать. Провалены и законы об учебном книгоиздании, о школьном питании.
Большой опыт законотворческой деятельности и работа в профильном комитете позволили Олегу Смолину предложить 15 законопроектов по образованию и семь — по науке», — пишет в «Новой газете», в статье «Думе шлют повестку» парламентский обозреватель Людмила Рыбина.