Закон об образовательном стандарте, принятый Госдумой 14 ноября 2007 года, вызвал большую дискуссию в образовательной среде и за её пределами, поскольку на самом деле затрагивает очень важные стороны деятельности не только учебных заведений. 43 региона России одобрили документ, остальные заняли противоположную позицию, считая, что нельзя отменять региональный и школьный компоненты стандарта образования.
Своим мнением на страницах «Учительской газеты» (№ 46 от 13 ноября 2007 года) поделился первый заместитель председателя Комитета ГД РФ по образованию и науке Олег Смолин:
— Если под «Примерной образовательной программой» мы будем понимать жёсткую образовательную программу, как это было в советский период, то законопроект ужесточает степень государственного регулирования содержания образования. Если под «Примерной образовательной программой» будем понимать действительно примерную программу, а не обязательную, тогда каждая школа сможет учить ребёнка когда хочет и чему хочет и только в последний год натаскивать его на сдачу единого государственного экзамена.
Создаётся впечатление, что условия реализации образовательных программ — это те требования, которые государство предъявит к школе, не создав ей соответствующие условия. Мы уже наблюдали многократно, когда директоров, не обеспечивших лицензионные условия, таскали по судам, хотя по большому счёту обеспечить лицензионные условия должен был бы учредитель образовательного учреждения, а не директор, поставленный управлять этим образовательным учреждением. Боюсь, что то же самое может произойти и здесь. Важно прописать условия реализации образовательных программ и описать внятно, что ответственность за их обеспечение лежит на учредителях и соответствующих органах власти в соответствии с действующим законодательством.
Скажем, то, что за финансирование условий реализации учебных программ в школах отвечает субъект Федерации, а за другие вещи — орган местного самоуправления. Настороженность в образовательном сообществе в особенности вызывает утверждение, что закон не потребует дополнительных расходов. Мы вводим требования к условиям реализации образовательных программ и говорим, что будем делать это без денег. Так не бывает. Если нам говорят, что это должно быть сделано в рамках ФЦПРО, то покажите, на какие именно условия там предусмотрены средства. Я ещё понимаю, что на разработку новых стандартов они там предусмотрены, но на условия реализации образовательных программ, ничего на самом деле нет. Между тем, по оценкам экспертов, цена закона должна была бы составить по меньшей мере около 25-30 миллиардов рублей. Я думаю, что это ещё даже заниженные цифры, учитывая, какое количество школ на селе у нас не имеют элементарных удобств.