29 января Олег Смолин принял участие в прямом эфире программы «Открытая студия» петербургского «5 канала» на тему «Дошкольное образование». Есть ли стандарты дошкольного образования? К чему приводит кадровый «голод» в дошкольных учреждениях и амбициозность родителей? Эти и другие вопросы, в частности, как создать мотивацию к обучению у дошкольников, обсуждали эксперты — участники программы вместе с телезрителями.
Именно в дошкольном возрасте закладываются основные качества личности, умения и навыки, — говорили психологи. Мышление, память, воображение, речь, усидчивость, внимание, умение учиться. Но в это самое время родители пытаются развивать ребёнка в разных направлениях, нащупывая, данные ему природой таланты и способности. Как соблюсти благие пожелания взрослых с тем результатом, который может получиться на выходе?
«Нельзя превращать детский сад в детский «ад», — начал разговор Олег Николаевич. – «И нельзя пытаться подменить школой детский сад, потому что есть такие качества, которые в ребёнке позже развить невозможно, особенно воображение, умение общаться и др. А у нас огромные очереди в детские сады (в Омске 25 тысяч очередников), и это заставляет родителей обращаться в другие учреждения, платные центры развития. Мы провели специальные общественные слушания по проблеме дошкольного образования, и педагоги говорили об отсутствии нормальных условий для работы». Так депутат перевёл разговор в главное, практическое русло – низкие зарплаты воспитателей, острая нехватка молодых, перспективных кадров и напомнил, что ещё в 2005 году президент дал поручение правительству разработать и принять меры к тому, чтобы заработная плата педагога дошкольного образования была такой же, как педагога школы. (Хотя и школьному учителю в этом смысле не позавидуешь). Однако до сих пор оно не исполнено.
А между тем, уровень тревоги в обществе велик. Тревожатся и родители: они, в силу занятости, не уделяют детям должного внимания и как результат – отставания дошкольников в нервно-психическом развитии, ранняя психическая усталость, неврозы.
И ещё одну проблему затронул Смолин, уже как родитель. Грамотный педагог должен научить малыша учиться, но нельзя забывать и об ответственности родителей. «Когда мой сын был маленьким, я сам читал ему сказки, особенно перед сном. Какие это были сказки? Народные, славянские сказки, на мой взгляд, они самые добрые. А вообще, в детстве, когда закладываются культурные коды, необходим фольклор своего народа».
Процесс обучения каждого ребёнка глубоко индивидуальный, но как важно, чтобы появилась мотивация к чтению, к учёбе, чтобы было интересно в «стране знаний», захотелось учиться.
Пошло ли на пользу продление обучения в начальной школе на год? Этот вопрос ведущей как будто не совсем укладывался в заданную тему беседы и, тем не менее, ответ депутата был таким: «Многие дети из-за разрушения системы дошкольного образования в 90-х годах не успевали освоить программу начальной школы за три года. Для наиболее продвинутых детей 4 года – это торможение их развития. Мы предлагали сделать разноскоростные школьные программы. Возможно, мы к этому ещё вернёмся. Я не предлагаю делить детей по сортам. Имею в виду другое. Например, мои родители когда-то отказались перевести меня через класс, и я окончил школу с золотой медалью. А те мои сверстники, кого перевели, получили обычные аттестаты».
Итогом обсуждения стали незамысловатые, на первый взгляд, выводы: любить детей, принимать ребёнка таким, каков он есть, не допуская акселерации. В общем, не лишать детей детства.