Инклюзивное образование: британский опыт


Инклюзивное образование: британский опыт

25 июня 2008 г. в Комитете по образованию Госдумы состоялось совещание, посвящённое развитию инклюзивного (интегрированного) образования в Российской Федерации, а 27 июня была проведена дискуссия на тему «Инклюзивное образование – за и против».

Организаторами мероприятий выступили заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы, вице-президент Всероссийского общества слепых О.Н. Смолин и Ассоциация Даун Синдром (руководитель – С.Ш. Колосков). Участниками обсуждения стали представители Министерства образования РФ, системы образования регионов, имеющих опыт инклюзивного образования, организаций родителей детей-инвалидов, ведущие британские эксперты в данной области – представители Национального Центра исследования инклюзивного образования и округа Ньюхэм г. Лондона.

На совещании и по ходу дискуссии были рассмотрены следующие вопросы:

•  определение организационно-методических механизмов инклюзивного образования – создание в общей школе условий для повышения качества образования и социальной адаптации учащихся, относящихся к различным социальным группам, включая детей с ограниченными возможностями здоровья;

•  анализ существующих в настоящее время препятствий на пути разработки и внедрения механизмов инклюзивного образования и мер для их преодоления;

•  определение пробелов в нормативной, правовой и методической базе и содержание основных документов в данной области, необходимых для создания механизмов инклюзивного образования.

Британский семинар в Государственной Думе стал продолжением контактов, установившихся несколько месяцев назад между российскими парламентариями и английскими специалистами.

Напомним. В конце февраля текущего года делегация Российского парламента, включая Олега Смолина и Сергея Колоскова, посетила округ Ньюхэм г. Лондона в рамках проекта ТАСИС «Информация, общение, распространение опыта» и познакомилась с организацией инклюзивного образования детей в Великобритании.

Тогда участники российской делегации узнали, что в 2005-2006 годах правительство Британии выделило более 4 млрд. фунтов стерлингов, т.е. около 13% всего бюджета образования на обучение детей со специальными потребностями. Таких детей в британских школах около 1,5 млн. или, примерно, 19% от числа учащихся школьного возраста. Из них 2,5% – это дети с комплексными нарушениями здоровья.

В Великобритании все ребятишки с особыми потребностями имеют право учиться в тех же учебных заведениях, что и остальные дети школьного возраста, в специальных школах учится всего лишь около 1% всех учеников.

Основа английского образования – Закон об образовании 1996 г. Но кроме него, отдельно, британцами приняты дополнения, обязывающие обеспечить равенство возможностей для всех. Это обязательство отвечает требованиям законодательства о запрете дискриминации инвалидов.

В настоящее время в Британии разрабатывается новая система тестов. Её смысл – тесты сдают не все одновременно в одном возрасте, а по мере индивидуальной готовности. Определение времени сдачи предоставляется учителю. Соответственно, меняются критерии работы школы: раньше эффективность определялась по результатам тестирования, теперь – по темпам развития ученика, т.е. по динамике улучшения его личных достижений.

По линии образования на одного  ребёнка с отклонениями в развитии в Ньюхэме, к примеру, тратится около 30 тыс. фунтов в год. Деньги «путешествуют» за учеником и в том случае, если он переходит из одной школы в другую. На здорового ребёнка в начальной школе тратится 3 тыс. фунтов в год, в старшей школе – 4 тысячи.

Сумма затрат на такого же учащегося в интернате значительно выше — 100 тыс. фунтов стерлингов в год, а по некоторым категориям — до двухсот тысяч. В дневной специальной школе — 24 тыс. фунтов стерлингов и 26 тысяч в год составляют затраты на ученика в ресурсной школе.

Как видим, в сравнении с учреждениями интернатного типа, затраты на ребёнка с комплексными специальными потребностями в инклюзивной школе значительно меньше, а вот по сравнению со специальными образовательными учреждениями, наоборот — больше. Не потому ли и наиболее значимые успехи в инклюзии имеет один из самых бедных округов в Британии — Ньюхэм?

Вместе с тем, право на выбор родителями типа учебного заведения в Великобритании ограничено. К примеру, незрячего ребенка, как правило, направляют в ресурсную школу, а не в обычную инклюзивную. Специальных школ, как в России, в Англии практически нет. Брайлевские учебники и специальную технику ребёнку обязаны обеспечить, а вот вопрос доставки ученика в школу обычно решается родителями, иногда друзьями, органы управления вмешиваются в крайнем случае. Бесплатное питание ребёнок-инвалид получает в школе не всегда, а только в случае низких доходов семьи.

Никаких льгот при поступлении в вузы у инвалидов в Британии нет. Однако студенты-инвалиды вправе или даже обязательно получают гранты на помощников и приобретение специальной техники.

Короче говоря, есть чему поучиться нам у них, но и им у нас.

temp_anons:
25 июня 2008 г. в Комитете по образованию Госдумы состоялось совещание, посвящённое развитию инклюзивного (интегрированного) образования в Российской Федерации, а 27 июня была проведена дискуссия на тему «Инклюзивное образование – за и против».